2.    обобщающие (родовые) понятия, характеризующие отрицательное отношение к данному феномену — «прожигать жизнь», «растрачивать жизнь», «бесполезность жизни»;

3.    номинации субъекта, носителя определенной жизненной позиции — «бонвиван», «баловень судьбы», «счастливчик», «везунчик», «удачливый»: «карьерист», «выскочка»: «невезучий», «неудачник», «изгой»;

4.    жизненные ценности, установки, цели, объединенные по различным аспектам:

5.    интеллектуальный — «работа», «учеба»;

6.    материальный — «достижение материального благосостояния», «трудовая деятельность (труд)»;

7.    социальный — «достижение социального успеха», «власть», «признание в обществе», «положение в обществе»;

8.    физический — «здоровье», «физическая форма»;

9.    духовный — «семья», «друзья», «любовь»;

10.    эмоциональный — «получение удовольствий от жизни», «развлечения», «наслаждение жизнью», «физическая любовь»;

11.    самореализация как личности — «самопознание», «душевная гармония».

Говоря об обыденном понимании лингвокультурного концепта savoir vivre представителями французской лингвокультуры, необходимо отметить, что во французском сознании выделяют два тесно взаимосвязанных, но не тождественных концепта — savoir vivre и le savoir-vivre. В качестве русского коррелята для первого понятия представляется калька «уметь жить», однако во французском языке смысловая нагруженность данного понятия конкретизируется «знаниями хорошего тона» как неотъемлемой частью «искусства жить». Второй лингвокультурный концепт является специфическим для французской лингвокультуры, не имеет точного эквивалента в русском языке и представляется нерелевантным для представителей русской лингвокультуры.

Понимание лингвокультурного концепта savoir vivre франкоговорящими информантами можно условно разделить на две большие группы в соответствии с вышеуказанными понятиями savoir vivre и le savoir-vivre: 1) «получение удовольствия» и 2) «знание и соблюдение правил хорошего тона, этикета». Подобный вывод позволяет говорить об отношениях включения: концепт savoir vivre шире по своему смысловому содержанию и включает в себя концепт le savoir-vivre, представляющийся в виде руководства к действию, свода правил, следование которым в определенной степени позволяет овладеть «искусством жить». К двум вышеуказанным группам можно добавить еще одну: 3) «стремление к гармоничным отношениям с окружающими людьми», В каждом представленном компоненте прослеживается определенная векторная направленность: получая удовольствия от жизни, человек ориентирован прежде всего на себя, зачастую пренебрегая другими; установка «жить для других» непосредственно определяет третью составляющую концепта; похожая ориентированность («жить для других») характеризует и второй компонент, однако здесь она в некотором роде ограничена и опосредована выполнением неких предписаний, следование которым выходит на первый план. Можно сказать, что данная составляющая объединяет два векторных направления (первое и третье), так как установка на следование правилам подразумевает как «жить для себя», так и «жить для других».

Общим элементом для трех составляющих является понятие «уважение», однако в первом случае оно приобретает несколько иной оттенок (если только можно считать эгоизм проявлением уважения к себе).

Принимая во внимание тесную взаимосвязь двух лингвокультурных концептов savoir vivre и le savoir-vivre и определенную сложность выявления смысловых составляющих непосредственно относящихся к тому или иному концепту, приведем представленные лексические единицы, объективирующие данные ментальные образования в обыденном сознании представителей французской лингвокультуры без разграничения.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒
Литература: