There’s a great feeling the government’s intruding too much on our privacy... (Washington Post, 1999).

There has to be a way to check fraud and abuse without intruding on patient privacy... (Washington Post, 1999).

I regard your blundering kindness and officious desire to ‘understand’ me simply as a rude trespass upon the fastidious integrity of my being (I. Murdoch. The Sacred and Profane Love Machine).

‘It's no business of his anyway,’ said Monty. ‘I have put up with this fantastic invasion of my privacy. Must I have my private concerns discussed as well?' (там же).

ПОЛЕ «PERSONALITY» (22 слова, 22 ЛСВ)

Приватность, как отмечалось выше, соотносится с личной сферой человека, его осознанием самого себя как личности. Прилагательное private, например, в одном из значений определяется как ‘pertaining to or affecting a particular person or a small group of persons'. Вместе с тем прилагательное personal толкуется как ‘of, pertaining to, or concerning a particular person; individual; private', т. e. содержит признак приватности в своем семантическом толковании. Приватное, иными словами, это то, что связано с данным человеком, а следовательно его личностью: person — the actual self or individual personality of a human being. Итак, понятие приватности соотносится с концептами person, self, personality. Следует отметить, что концепт self является ключевым для американской системы ценностей. По данным ассоциативных экспериментов, американцы ассоциируют понятие self со словами те и ту [Deese 1965: 205]. В американской культуре индивид противопоставляется другим людям, проводится четкая граница между концептами self и others, В этом смысле концепт self лежит в основе такого культурного измерения, как индивидуализм, который, как отмечалось выше, в качестве концепта оценивается отрицательно в русской культуре, характеризующейся склонностью к коллективизму. В американской культуре все обстоит иначе: «...in the American self, there is a remarkable absence of community, tradition, and shared meaning which impinge upon perception and give shape to behavior» (Cushman, цит. no: [Stewart, Bennett 1991: 130]).

Для американцев изначально не существует традиционного, общепринятого образца, которому надо следовать, а есть нечто, что сам человек «заполняет» в процессе своего развития. Этот процесс в свою очередь сопровождается такими действиями, как self-realization и self-actualization, которые предполагают осознание человеком самого себя, своей природы и вместе с тем физической и социальной реальности [Maslow 1954: 230]. В отличие от такого понимания self, в других культурах, например, в Великобритании, данный концепт тесно связан с социальной стратификацией общества и его содержание изначально во многом зависит от того, к какому социальному слою принадлежит человек, что сильно влияет на его последующее личностное развитие.

На содержание концепта self большое влияние оказали труды философов и психологов [Rosenthal 1984: 4]. Действительно, self как наивное понятие в сознании рядового носителя языка значительно обогащается за счет соответствующего научного понятия, во многом благодаря воздействию массовой культуры, главным образом столь распространенной в американской культуре популярной психологии (о влиянии научных понятий на концепты также говорит Ю.С. Степанов [1997: 32]).

Остановимся кратко на предыстории концепта self. Первоначально использовавшийся в английском языке в значениях ‘own’ и ‘same’ (900—1500 годы), self постепенно субстантивируется и начинает использоваться независимо в выражениях типа «ту own self», «your two selves» (1300) [Rosenthal 1984: 9]. Концепты в процессе исторического развития могут приобретать дополнительные признаки, а иногда даже менять приписываемые им оценочные характеристики на противоположные. Так, концепт self в период средневековья противопоставляется концепту «Бог» и оценивается как отрицательный (negative self/positive God), а в эпоху Возрождения его смысл радикально меняется, и он становится одним из доминирующих концептов того времени. В языковом аспекте именно в данный период self начинает использоваться как компонент словообразования и появляются такие слова как self-praise (1549), self-love (1563), self-pride (1563), self-knowledge (1613), self-made (1615) и др. [ibid.: 9—11). На последующем этапе развития концепт self приобретает отрицательный оттенок, отождествляясь с концептом selfishness, наряду с положительными смыслами благодаря его ассоциации с концептами person и unique. Сформировавшаяся в период романтизма оппозиция self/society (Ж.-Ж. Руссо), подразумевает противопоставление positive self/negative society [ibid.: 17—18). Именно эти идеи во многом повлияли на содержание концепта self в американской культуре. По мере развития психологии личности self начинает жестко ассоциироваться с концептами individual и unique, закрепляясь в целом в культуре.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒
Литература: