Итак, при рассмотрении понятия приватности с точки зрения процесса коммуникации выдвигаются следующие предположения:

1)    коммуникативные действия, которые могут повлечь за собой нарушения приватности, табуируются;

2)    во избежание возможных нарушений используются различные способы эвфемизации табуированных явлений;

3)    табуирование и эвфемизация носят этикетный характер, закрепляясь в виде конвенциональных норм в данной коммуникативной культуре;

4)    табуирование может иметь как формальные, так и содержательные аспекты (например, запрет на использование прямых речевых актов как оказывающих коммуникативное давление или регламентация тематических аспектов коммуникации в зависимости от ситуативных факторов).

Одним из способов изучения коммуникативных стратегий, направленных на сохранение приватности и предотвращение ее нарушений, является этикет, под которым в широком смысле обычно понимается «форма нормативного речевого поведения в обществе между представителями единой нации», а в узком смысле «совокупность типовых высказываний, закрепленных национально-культурными и языковыми традициями в данном языковом коллективе для использования в конкретных социально-коммуникативных ситуациях» [Ступин, Игнатьев 1980: 7]. Этикетные формулы отличаются высокой семиотичностью, а поскольку «семиотичность поведения прямо пропорциональна социальной значимости отношений, актуализацией которых она является» [Цивьян 1985: 200], то в этикете закрепляются наиболее значимые для данной культуры аспекты коммуникативного поведения, что оправдывает его роль в изучении культурного своеобразия процесса общения. При этом, когда говорят об этикетных нормах, принятых в обществе, то обычно имеют в виду правила, ориентированные на социокультурное большинство населения [Kochman 1984: 203].

Этикетные формулы приобретают характер ритуальных и по сути соотносятся с конкретными стратегиями вежливости, рассмотренными выше. Этикетная информация обычно описывается с точки зрения конкретных коммуникативных ситуаций: знакомство, приветствие, прощание, извинение, благодарность и т. д. [Фор-мановская 1982]. Рассмотрим некоторые способы эвфемизации нарушений приватности в этикетном аспекте.

Система обращений. Использование той или иной формы обращения в языке зависит от ряда факторов, к которым, например, относятся статусные и половозрастные характеристики общающихся, степень их знакомства, а также условия самой коммуникации. Одной из важнейших функций обращения является установление дистанции общения, что непосредственно связывает этот аспект этикета с приватностью. Так, В. Г. Гак [1998: 586] относит обращения к понятию «психологической проксемики», т. е. символических способов дистанцированности, не менее значимых по сравнению с физическими. Общая закономерность заключается в том, что неформальные способы обращения как правило сокра щают дистанцию общения, а более формальные соответственно увеличивают ее. В связи с этим можно сделать вывод о том, что неправильное использование обращений может привести к нарушению дистанции и сопровождаться тем самым нарушениями приватности участников. Американская система обращений отличается рядом особенностей:

1)    Частое использование личных имен независимо от возраста и статуса в отличие, например, от более жесткого ограничения обращения по имени в русской культуре. Итак, если в русском общении употребление личных имен является знаком сокращения дистанции и установления более близких взаимоотношений, то в американской коммуникации оно теряет свою маркированность (сравните оппозицию имя и имя-отчество в русскоязычной традиции) и совсем не обязательно обозначает близость дистанции, для чего используются другие средства (например, невербальные). Вместе с тем часто в ситуациях формального общения обращение по имени может носить однонаправленный характер в зависимости от статуса собеседника: участник более высокого статуса может обратиться по имени к подчиненному, но не наоборот [Scollon, Scollon 1995: 35].


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒
Литература: