ИЗ ИСТОРИИ ЧАСТНЫХ СЕМИОТИК

Как любая другая наука семиотика имела (и по сей день имеет) два русла развития. Отдельно развивалась общая семиотика, обобщающая науку о знаках вообще, ее исходные (сиречь, философские) посылки и направления, а с другой стороны разрабатывались проблемы, которые могли бы быть использованы в каком-либо из ее специальных приложений. Последние можно назвать отраслевыми или частными семиотиками.

Развитие частных семиотик естественным образом предшествовало развитию принципов и закономерностей семиотики общей. Так происходило во всех науках, потому что практические нужды способствовали утверждению некоторых правил обращения с теми или иными явлениями в реальной жизни, даже когда теоретические установки для такой деятельности еще не утвердились. Так, необходимость передвигаться с места на место вела к ознакомлению с окружающей человека местностью. Это было началом географической активности задолго до того, как теоретические основы такой активности были сформулированы, и появилась география как наука. Люди научились отыскивать нужные для еды либо для врачевания растения еще до того, как появились первые теоретические разработки по ботанике и фармацевтике. При этом изобретатели нового пользовались интуицией, методом проб и ошибок, а не строгими научными соображениями.

То же самое происходило с использованием и изучением знаков. Сами знаки появились тогда, когда еще не была осознана их природа, не были выявлены их разновидности и не выведены правила обращения с ними. Первые частные обобщения в отношении знаков появились в практике врачевания, в зарождающейся медицинской науке, когда врачи (врачеватели) заговорили об использовании симптомов для распознания различных болезней и прогнозирования их лечения.

МЕДИЦИНСКАЯ СЕМИОТИКА

Самые ранние документированные сообщения о роли знаков в медицине относятся к Древней Греции и Риму и связаны с такими известными именами как Гиппократ и Гален. Эти имена находятся на слуху и сегодня и не только в медицинских кругах. Многие ученые находят зачатки семиотики в высказываниях Гиппократа - выдающе гося греческого врача, жившего в 460-377 гг. до н.э. В Корпусе Гиппократа есть рассуждения о боле как об индикаторе заболеваний. Там боль рассматривается как симптом и получает название «семейона» (слово semeion на древнегреческом означало «знак», «признак»). С этого момента и зарождается название нашей науки - семиотика (наука о знаках). Греческие врачи, принадлежавшие к школе Гиппократа, считали, что только в результате внимательного рассмотрения и регистрации всех симптомов в каждом конкретном случае можно выяснить причины заболевания и назначить его лечение. Эта точка зрения противостояла другому направлению, которое отстаивало божественный характер медицинского вмешательства и настаивало на примате веры и на обращении к магическим силам, которые, по их мнению, способствовали выздоровлению пациентов.

Взгляды Гиппократа по поводу симптомов нашли выражение и в первом учении о врачевания, положившим начало теоретическому обобщению медицинских фактов, так называемой гуморальной теории. Многие греческие врачи (а вслед за ними врачи в разных странах вплоть до периода Возрождения) принимали данную теорию и следовали ей в своей практике. По латыни humor означат «жидкость»; и в соответствии с гуморальной теорией любое заболевание было причиной дисбаланса четырех жидкостей, господствующих в теле человека. Их доминантное положение зависело от времени года: желчь, якобы, отвечала за сухость и жар в теле летом; черная желчь - за охлаждение и сухость осенью; лимфа - за охлаждение достаточного количества влаги в теле, опять же, зимой; кровь - за жар и достаточность влаги весной. Соответственно, врачи добавляли или избавлялись от избытка одной из четырех жидкостей: любимым методом лечения было кровопускание либо предписание пить лекарство, добавлявшее или избавлявшее организм от той или иной жидкости. Для нас важно то обстоятельство, что в поисках причин заболевания и рецептов его излечения врачи обращались к конкретным признакам заболевания, то есть, к некоторым знакам, а не полагались на божественные либо потусторонние силы.


| перейти на следующую страницу ⇒