Таковы некоторые семиотические новации, которые рассмотрел Соссюр для языковых знаковых систем. Кроме них, он коснулся многих других вопросов, революционизировавших языкознание. Достаточно напомнить, что в этом же труде он различил два вида подачи языковых знаков: в речи и в языке. Язык - это отлитая в ходе развития система, являющаяся принадлежностью данного языкового коллектива; речь же реализуется в конкретных фактах применения языка на практике. Она реализуется в индивидуальном исполнении. Особенности языка и речи можно и должно изучать по отдельности, что и было реализовано после Соссюра. Он различал также синхронное и диахронное изучение языка. Первое занимается сиюминутным срезом языка, второе - его историческим развитием. Их также можно и должно разделять, памятуя о том, что изучается один и тот же феномен языка. Опять таки, после Соссюра бурно развивались оба направления.

Так что идеи, высказанные де Соссюром, явились толчком к развитию лингвистики по позициям, им установленным. Но как часто случается, нерешенных вопросов при этом остается больше, чем решается. На них мы и сосредоточим свое внимание в позитивной части книги.

ГОТЛОБ ФРЕГЕ (1848-1925)

Готлоб Фреге - немецкий математик, пытавшийся усовершенствовать математическую логику с помощью семиотических концептов. Я попрошу читателей обратить внимание на хронологию и на конкретные обстоятельства жизни упомянутых мною ученых. Они не работали в строгой временной последовательности, надстраивая новые идеи на достижения своих предшественников. Скорее, все они были первооткрывателями, шедшими от своих профессиональных интересов, что накладывало отпечаток и на их семиотические воззрения. Из коллекции их семиотических взглядов еще предстоит построить здание общей семиотики. То же самое случилось и с Фреге, который очень слабо разбирался в семиотике, беря для своих объяснений все, что подворачивалось под руку. Тем не менее, ему удалось сделать одно очень важное семиотическое открытие.

Отец Фреге был школьным учителем, преподававшим математику. Фреге начал свое высшее образование в Иенском университете. Потом он переехал в Геттинген, где защитил диссертацию по математике «О геометрическом представлении воображаемых объектов на плоскости». После защиты диссертации вернулся в Иену, где преподавал математику в университете. Из его учеников широко известен Рудольф Карнап (впоследствии автор ряда важных работ по философии науки).

Фреге ввел различение между смыслом (по-немецки Sinn) и значением (Bedeutung) понятия, обозначаемого определенным именем (так называемый треугольник Фреге: знак—смысл—значение). Под значением в рамках его системы представлений понималась предметная область, соотнесенная с неким именем, то есть обозначаемое. Под смыслом подразумевается определенный аспект рассмотрения этой предметной области. Иначе говоря, он предложил в содержании знака выделять его значение (то, что этот знак обозначает) и его смысл -интерпретацию знака в том конкретном семиотическом окружении, в котором он появляется.

Известным примером Фреге служили два предложения: «Венера -утренняя звезда» и «Венера - вечерняя звезда». По значению оба утверждения одинаковы, оба шифруют одно и то же небесное тело, планету Венера. А по смыслу они различаются хотя бы тем, что в первом случае планета появляется по утрам, а во втором - по вечерам, своей яркостью и прочими сопутствующими признаками. Различие между значением и смыслом может быть очень незначительным, а может расходиться на большие дистанции. Например, что такое поясное время, выраженное конкретным предложением: «В Сингапуре сейчас 10 часов 30 минут утра»? По значению знак (время в Сингапуре) нам ясен с самого начала: сейчас там 10.30 утра. А по смыслу мы должны понимать, что такое поясное время, его расклад на 24 сегмента, его распределение внутри одного и того же сегмента и пр. По мере углубления наших знаний, смысл данного знака расширяется в ширину и в глубину. Он все время изменяется как в плане общечеловеческом, так и в плане наших личных воззрений. Посему данное открытие Фреге столь важно для семиотики.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒