Глава 3

ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СЕМИОТИКИ

Прежде всего, я придерживаюсь материалистического подхода в философии, говорящего о том, что наша вселенная существует помимо человеческого сознания. Имеется некая объективная реальность, с которой мы сталкиваемся после появления на свет. Мы сотрудничаем с ней, воздействуем на нее, и в силу присущих человеку качеств даже значительно ее изменяем. Вопрос дуалистической философии о том, что первично, а что вторично, заменяется в моей концепции проблемой взаимодействия и сотрудничества между объективной реальностью и человеческой инициативой. Для меня несомненно влияние на человека и на человеческое сознание материальных условий его существования, но несомненно и обратное - воздействие на последние человеческих идей и следующих за ними действий, ведущих к изменению условий материального бытия.

Это воздействие имеет, по-моему, и временной параметр. На заре цивилизации, когда человек только выходил из животного состояния, он был абсолютно зависим от внешних условий своего существования и лишь учился их использовать себе во благо (жил в пещерах, пользовался теми орудиям, что попадались под руку и пр.). Постепенно люди не только научились приспосабливаться к существующему, но и изменять его. В этом, в частности, проявляется разница между человеком и животным, даже самым развитым: животное лишь приспосабливается к окружающей среде, человек - пытается ее изменить. На ближайших к нашему времени ступенях развития цивилизации человек стал особенно активно изменять условия существования по своему разумению, пока в определенных пределах не научился подчинять себе природу. На существующей сегодня стадии такого взаимодействия человек намерен уже полностью подчинить себе окружающий его мир, улучшить или сохранить его в том виде, который ему кажется полезным для продолжения человеческого рода. Динамика взаимодействия объективного бытия и человеческого начала в значительной мере зависит от семиотической слагаемой данного процесса, о чем мы и будем говорить ниже.

Чтобы обозначить картину взаимодействия материального мира и человеческой цивилизации, полезно выделить несколько видов объективной реальности, с которыми мы сталкиваемся. Я различаю четыре таких вида. Прежде всего, мы сталкиваемся с тем, что природа создала еще перед тем, как человечество появилось на свет. Эта реальность может быть названа объективной и первичной. Людям удалось в какой-то мере изменить этот вид реальности, но она продолжает существовать в виде фундаментальных законов физического мира, сохраняющих свои доминантные позиции в процессе взаимодействия человека и природы. Постепенно мы избавляемся от их безусловного влияния, но полное их покорение, по-видимому, невозможно в принципе, хотя мы все больше и больше к ним приспосабливаемся.

Все же людям удалось в значительной мере уменьшить абсолютное господство природных законов и внедрить в практику жизни продукты человеческой изобретательности. Сегодня мы живем в основном в материальном мире, созданном усилиями самого человека: в построенных нами жилищах, а не в пещерах; одеваемся в материалы, созданные нашим трудом; общаемся с помощью изобретенных нами же средств коммуникации и пр. Мы далеко отошли от примитивных способов общежития, господствовавших на заре цивилизации, но их полное покорение на повестке дня не стоит. Как я сказал выше, это принципиально недоступно; доступно лишь движение в этом направлении. Наводнения и циклоны, землетрясения и установившийся на земле климат полностью неподвластны людям, но, судя по тому, что мы успели сделать, мы сумеем и продолжить - силой нашего разума и развивающегося научного познания. То, что мы сумели внедрить в жизнь, во многом ее изменило. Новая реальность является продуктом человеческого воздействия, она не возникла естественным образом. Она инкорпорируется в окружающую действительность и воспринимается новыми поколениями людей как изначально данная. Ее можно назвать объективной и вторичной реальностью, поскольку она возникла в результате нашего взаимодействия с объективной реальностью первого типа.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒