Затем человечество придумало и третий тип объективной реальности, нацеленный на утверждение коммуникации между людьми как на одном временном отрезке, так и на передачу сообщений по изменяющимся со временем эпохам. Это - семиотическая реальность, опирающаяся на различные знаки. Без такого рода коммуникации не было бы и человеческого сотрудничества, которое сделало возможным прогресс как материального, так и духовного плана. Семиотическая реальность развивалась постепенно, от самых примитивных до самых изощренных форм, от самых простых до самых сложных знаков, от элементарных знаковых систем до систем максимальной сложности. Она развивается вместе с ростом человеческого сознания и наших достижений в развитии материальной культуры и выступает как необходимая компонента всего обозначенного процесса. Этому типу реальности и посвящается настоящая книга.

Семиотическая реальность является человеческим достижением; подобно материальной реальности второго типа; она тоже не была дана нам изначально. Тем не менее, она отличается от последней своей содержательной стороной - она целиком состоит из знаков и знаковых систем. Мы часто говорим, что «человек - существо говорящее», подчеркивая этим лишь один вид знаков. Немецкий философ Эрнст Кассирер (1874-1945) расширил это определение до формулы «человек - существо символическое», имея в виду не только словесные, но и иные знаки. Действительно, семиотическая реальность включает не только языковые знаки и не только знаки для коммуникации между людьми, но также знаки для обработки данных при взаимодействии человека и изучаемой им природы. Лишь с помощью знаковой (сиречь, семиотической) реальности возможно существование таких человеческих институтов как культура и наука, которые обеспечивают преемственность поколений и необходимое сотрудничество между отдельными людьми на одном и том же временном отрезке.

Наука, искусство, идеология, образование и другие виды человеческой практики являются источником для развития семиотической реальности и сами развиваются с ее помощью. Они целиком зиждутся на знаках. Если материальные достижения человека инкорпорируются в природную, объективную реальность, то упомянутые выше виды человеческой деятельности должны рассматриваться особо: они базируются на знаках и представляют духовное достояние человечества. Поэтому в моем представлении они должны изучаться и применяться как особые автономные категории, имеющие свои закономерности и способы представления (я возвращусь к этим рассуждениям и попытаюсь подробней их проанализировать ниже, в 12-й главе). Это и есть четвертый вид реальности, представленный в нашем бытии и в сознании. Но вернемся к семиотической реальности, то есть, к предмету нашего рассмотрения.

Это тоже вид реальности. Она, эта реальность, оформляется материально в виде знаковых систем: устных и письменных, рисуночных и схематических, географических и геометрических и многих-многих других. Все они доступны нашему восприятию и разумению. Мы обучаемся работать с ними в школе, и по окончанию школы продолжаем изучать их всю жизнь. Словом - реальность эта материальна и доступна. Но она отличается от объективной реальности любого иного плана своим содержанием и своими собственными закономерностями. Семиотическая реальность состоит из знаков и, как таковая, имеет собственную природу и свои законы развития, не такие как в других видах. Фактически, эта книга посвящена изучению специфических форм развития семиотической реальности, но мне надо было ее предварительно выделить, что я и попытался сделать в настоящей главе.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒