НЕКОТОРЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СЕМИОТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ НАЗВАННЫХ ВЫШЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОСЫЛОК

В этом разделе я остановлюсь на трех особенностях семиотической реальности. Их важно установить для определения предмета семиотики, ее границ и методов исследования.

Семиотическая реальность создается на фоне и во взаимодействии с объективной реальностью

Во-первых, как было сказано, семиотическая (знаковая) реальность является искусственной по своему происхождению, чем кардинально отличается от объективной реальности первого типа (я называю ее Первой природой), полученной нами в готовом виде. Отличается она и от объективной реальности второго типа (вслед за Максимом Горьким я называю ее Второй природой), также являющейся искусственной по своему происхождению, плодом человеческого труда. Семиотическая реальность занимает промежуточное положение между объективной реальностью первого и второго уровней. Мы вступаем в неизбежный контакт с действительностью - иногда пользуемся ее плодами в готовом виде, иногда исследуем ее и выявляем закономерности. В ходе такого рода исследований мы непременно применяем знаки для обозначения рассматриваемых явлений и для получения какого-то результата наших исследований. Только в знаках шифруются конечные плоды наших изысканий.

Полученным знаковым результатом мы можем поделиться с другими людьми; проверить его еще и еще раз, и, в конечном счете, он может явиться отправной точкой для планирования тех новаций по изменению материальной реальности, которые рождаются в ходе предыдущих изысканий. Тогда уже может произойти переход из знаковой (семиотической) реальности во Вторую природу либо в науку, искусство, культуру или обучение. Таким образом, знаковая реальность используется для фиксирования результатов анализа реальности первого плана и предшествует нашим действиям с реальностями вторичного плана. Ни одна идея, ни одно практическое действие не могут иметь место без их предварительного обдумывания и планирования в знаковой форме.

Таковы три ступени нашего взаимодействия с природными и социальными явлениями. Каждая ступень имеет дело со своими формами реальности; и каждая реальность требует особых подходов в ее анализе. Каждая реальность развивается и изменяется по собственным законам, а в отношении семиотической реальности нам предстоит их выделить в этой книге.

Семиотическая реальность доступна только человеку и недоступна другим видам живых существ

В отличие от многих других семиотиков я убежден, что манипуляции со знаками и знаковыми системами - удел исключительно человеческого сознания. Они недоступны ни неживой природе, ни растениям, ни животным; а присущи только человеку. Именно человек является «символическим животным» и только он. Для этого он обладает специфическими биологическими предпосылками, которых не имеет ни один иной вид живой либо неживой природы.

Начнем с начала. Ни один предмет неживой природы не обладает предрасположением к сознанию и, следовательно, к позывам воздействовать на окружающую реальность и на самого себя еще и потому, что он неизменяем сам по себе. Требуется воздействие посторонних сил, чтобы изменить объекты неживой природы. Именно способность к изменяемости лежит в основе прогресса того или иного вещества либо объекта. Камень, воздух, вода создаются в определенном виде и с определенными качествами, которые они могут потерять, но не могут сознательно изменить сами. Совершенно ясно отсюда, что им не дано создавать и воспринимать знаки и даже сигналы из окружающей среды. В отличие от неживой природы, живые существа обладают свойствами изменяемости и научаемости, что и отличает их от неорганических веществ и соединений.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒