Сигналы способны научить лишь значению, но не смыслу (вспомните Фреге!). Они способны вызвать реакцию у воспринимающего, создать условный рефлекс, но не более того. Услышав соответствующий крик вожака стаи, все обезьяны бросаются спасаться. Но это лишь сигнал об опасности, создающий простую связь: «стимул - реакция». У человека, на базе его биологических данных, возможны совсем иные отношения с действительностью. С одной стороны, возможны крики: «Эй, посмотри направо!», «Беги назад!», «Здесь глубоко, можно утонуть!», с другой, - соответствующие реакции на эти возгласы. В этом случае и стимулы, и реакции на них принципиально отличаются от таковых у животных. Стимулы превращаются в знаки, а в знаках мы различаем не только значение, но и смысл, то есть, обстоятельства, сопутствующие возникновению и форме полученного сигнала. Соответственно наши реакции будут абсолютно иными, как по содержанию, так и по своему качеству.

В этот комплекс следует внести еще одно слагаемое - носителя знака. Люди не только изобрели знаки и научились ими пользоваться, они еще научились их сохранять, классифицировать и извлекать из спецхранилищ. Делают они это с помощью носителей знаков. Определенный тип знаковых систем (я буду писать об этом позднее) был специально посвящен записям различных знаков и их систем. Этим люди добились того, что мы называем английским словом retrieval (извлечение с опцией возвращения на то же место) нужной нам информации из разнообразных источников. Подобно тому, как мы извлекаем текст из компьютера, мы это делаем с книгой либо с другими носителями и хранителями информации.

Именно таким образом люди создали науку, культуру и сделали возможным любой тип обучения. Такая стадия реализации знаковой реальности заведомо недоступна никаким животным. Единственная возможность хранения и дальнейшей передачи информации у животных - личный накопленный опыт существования. Он имеется также и у людей, и мы передаем его, подобно животным, путем показа и объяснений представителям нового поколения. Когда-то он был единственным способом обучения у первобытных людей. Сегодня это далеко не так: даже если человеческий детеныш не получает ничего из лич ных контактов с родителями, у него есть опция воспользоваться школой либо самообразованием. При этом он пользуется книгами, компьютерами и другими хранилищами носителей знаков.

Принципиальная возможность улучшения знаковых систем

Знаковые системы, созданные людьми, постоянно улучшаются и совершенствуются. Это происходит за счет того, что они имеют источником своего происхождения человеческую активность. То, что создано не нами в объективной реальности первого типа, еще надо понять и расшифровать, а то, что создано людьми, поддается их последующему, иногда радикальному воздействию. Знаковые системы находятся в постоянном пользовании, и, следовательно, под пристальным человеческим контролем. Обнаруживаемые в них неполадки подвергаются устранению и исправлению. Обратитесь к самой распространенной знаковой системе, к естественному языку, которым вы пользуетесь изо дня в день, и посмотрите, как он изменяется. Возьмите книги писателей, живших, скажем, сто либо двести лет тому назад, и сравните их тексты с сегодняшними. Вы убедитесь воочию, как изменился язык за последние годы, причем, изменился в лучшую сторону: он стал экономичнее, понятнее и проще в исполнении. И эта простота не повлияла на содержательную сторону коммуникации.

По этому признаку знаковые системы отличаются от систем, которые мы выделяем в процессе изучения объективной реальности. Системы, выделяемые в природных явлениях, характеризуются уменьшением либо увеличением энтропии (степени неопределенности, хаоса). По этому признаку различаются открытые природные системы от закрытых. Во второй половине XX века была очень популярна книга «Общая теория систем»1. В ней все (!) существующие в мире системы делились на две категории: на открытые (биологические) системы и на закрытые (физические). В системах первого типа энтропия неизменно уменьшается, во вторых - увеличивается. По этому признаку и различаются системы двух типов.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒