В треугольнике АСЭ, который на моем чертеже изображает знаковую систему, включены не только знаменательные знаки, но и синтаксические, работающие исключительно по правилам метаязыка данной системы. Эти правила руководят обработкой знаменательных знаков. И те, и другие можно расположить по нарастающей (либо уменьшающейся) степени абстракции. В знаменательных знаках нарастание абстракции зависит в основном от близости знака к своему референту, а в синтаксических - от их возможности совместиться хоть с какой-то идеей из объективной реальности. Но и об этом - позже.

ЗНАКИ В СОСТАВЕ СЕМИОТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В предыдущем разделе мы рассмотрели включение знаков в более объемное семиотическое единство - в знаковую систему. Сейчас мы посмотрим, что происходит при включении системы в еще более широкое поле - в то, что мы назвали семиотической реальностью. В нем отдельный знак становится таким незначительным, что мы переходим на иное «исчисление», на исчисление с помощью более объемных семиотических единиц. Данная картина не уникальна - она постоянно встречается в различных обстоятельствах. Так, например, современные стандарты обозначения физических величин предусматривают для скорости м/с или км/ч (в системе СИ). В условиях космоса мы вы нуждены перейти на совершенно иные по величине единицы скорости: парсеки, световой год и пр.

При описании семиотической реальности мы пользуемся в качестве базисных знаков не отдельными предметами, образами, словами или буквами, но целыми художественными произведениями, направлениями либо научными школами. Понятие базисный знак играет в семиотике огромную роль. Во-первых, оно выделяет внутри одной семиотической системы ведущий тип знака, который определяет подход к данной системе и обработку ее слагаемых по определенной логике. Например, письменный текст может включать буквы какого-то алфавита, цифры, образы, схемы и диаграммы. Возникает вопрос, по правилам какой системы (образной, письменной либо математической) ее обрабатывать? Ответ базируется на доминантной позиции тех или иных знаков и на намерениях автора текста. Скажем, в данном тексте я использую цифры, схемы и слова, но доминантой для меня является цель объяснить что-то с помощью русского языка в его письменном варианте. Поэтому базисными знаками в этом тексте для меня будут буквы и иные значки русской системы записи.

Во-вторых, базисный знак может быть выделен из всех возможных знаков одного и того же типа, но различающихся по своим качественным и/или количественным характеристикам. В приведенном выше примере обычные единицы скорости выбираются потому, что именно они соответствуют скоростям в обыденной жизни. Парсеки или световые годы соответствуют скоростям в космосе и для характеристики именно таких скоростей они используются. Но могут быть и другие случаи. Скажем, в живописи обычными базисными знаками являются мазок либо линия; они и составляют рисунок или картину. Но в середине XIX века во Франции появилась школа «пуантилистов», которые избрали в качестве базисного знака точку (название школы происходит от французского слова pointiller - писать точками). Изменение базисного знака привело к совершенно иной манере письма в живописи и обозначилось массой интересных полотен.

В-третьих, в зависимости от избранного базисного знака мы выводим из него все производные знаки системы. Если базисным знаком в языковой системе будет слово, то производными от него будут и морфемы, и фонемы, и сложные слова и синтагмы. Но если в качестве базисного знака будет выбран любой из названных производных, то от него произойдут другие производные, и вся система станет иной, подчиняющейся иной логике и иным подходам. Морфема в качестве базисного знака ляжет в основу морфологии, науки с другой системой знаков и с другими правилами для их обработки. Фонема преобразует систему в фонетическую со своими правилами, системой записи и пр.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒