Как люди записывали музыку до того, как они пришли к нотному стану и изображению на нем нотных значков? Первоначально высота звука просто записывалась словами, затем придумали разные произвольные значки, которые рисовались на определенной дистанции в соположении друг к другу. Постепенно пришли к выводу, что следует сначала дать схему записи, внутри которой располагались бы значки нот. Соответственно и сами изображения нот сделали такими, чтобы они, во-первых, помещались на нотной линейке, а во-вторых, легко бы получали добавочные характеристики (длительности, связи звуков между собой и т. д.), чего постепенно и достигли.

Морзе изобрел телеграф, который позволял передавать записи на расстояние. Но значки должны были помещаться на узкой протаскиваемой механически ленте, легко заноситься на эту ленту и считы ваться с нее. Поэтому Морзе пришел к точкам и тире, связанным между собой длительностью их производства. Практически, единицей телеграфной записи является время написания точки телеграфным ключом. За единицу принимается длительность соприкосновения ключа с лентой, длительность, необходимая для воспроизведения точки. Пауза между точками и тире в букве равна длительности одной точки, а между буквами в слове - 3 точкам. Пауза между словами равна длительности 7 точек. Кто может сказать, что значки азбуки Морзе не имеют произвольного характера? Одновременно, они вовсе не произвольны по отношению к тому семиотическому полю, внутри которого реализуются, и по отношению к тем техническим средствам, с помощью которых происходит семиозис.

Кроме того, знаки письма вовсе не так произвольны и по отношению к той знаковой системе, в которой они задействованы. В истории письма различаются три вида знаков, различных по форме и по их семиотическому наполнению, то есть по степени абстракции. Сначала появились рисунки в пиктографических системах письма; затем они упростились до иероглифов, частично сохранивших черты рисунка, частично воспринявшие произвольную форму; наконец, появились и буквы, имевшие абсолютно произвольную форму. На каждой ступени заряд абстракции этих знаков повышался за счет их отдаления от изображаемого, но и само изображаемое становилось все более и более абстрактным. Рисунки вначале изображали конкретные предметы, иероглифы - абстрактные понятия, наконец, буквы изображали либо слоги, либо отдельные звуки в словах.

Еще один пример, но уже внутри одной знаковой системы - египетской иероглифики. Первые египетские иероглифы просто рисовали предмет, о котором упоминалось в тексте. Сразу же возникла проблема, как изображать абстрактные понятия, качества и другие вещи, не могущие по смыслу опираться на рисованный образ. В Египте нашли обрывки одного словаря иероглифов, составленного Херемоном из библиотеки Серапеума (I век н.э.). Из него стало известно, что понятие разум передавалось силуэтом женщины, играющей на тимпане, что изображение лука для стрельбы означало быстроту, а слово старость - показывалось фигурой старика. Таким образом значительно расширили возможности письма с помощью иероглифов, а смысл понятий искусственно связывался с какой-либо конкретной вещью.

Постепенно знак становился все более конвенциональным по заложенному в нем содержанию. Но и этого оказалось мало. Стали писать при помощи ребусов - это уже была ступенька для перехода к чисто фонетическому письму (к записи звуков, а не образов либо понятий). Мы читаем в одном интернетовском тексте: «Так, существовали логограммы (упрощенные рисунки. - А.С.) для понятий дома, рыбы, плуга, горы, солнца и т. д. “Дом” передавался логограммой "дом" -прямоугольным знаком в виде плана дома. Тот же значок “дом” использовался и для передачи глагола “выходить”, поскольку в древнеегипетском языке последнее слово по звучанию близко к слову “дом”, в этом случае “дом” использовался как фонетический знак. Однако в таком случае “дом” для ясности снабжался детерминативом в виде пары шагающих ног. При чтении смысл знака приходилось разгадывать так, как мы сейчас разгадываем ребусы, а детерминатив выполнял роль под-1


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒