Посмотрите, что у меня получилось:

Начало пирамиды лежит у ее основания, там, где показаны естественные системы с их базисными знаками. Естественными я называю такие системы, которые напрямую шифруют явления, происходящие в природе. Естественный знак - осязаемый знак природного происхождения, по которому восстанавливают, реконструируют всю систему, не находящуюся целиком в поле нашего восприятия. Это тот самый дым, который отмечал святой Августин в качестве при-знака огня. Мы не видим источник огня (костер, очаг, пожар), но по воспринимаемому дыму можем о нем догадаться. Мы не видим зверя, прошедшего перед нами на том самом месте, где мы находимся, но по его следу можем судить, что зверь здесь, действительно, проходил, когда приблизительно это произошло и даже можем предположить, какой это был зверь. По лужам мы судим о прошедшем дожде, по разрушениям - об имевшем место обстреле данной территории и т. д. и т.п.

Таких естественных систем и реальных свидетельств о них (их естественных при-знаков) видимо-невидимо, и они являются первыми шифровками, то есть, первыми знаками, с которыми столкнулось человечество. Они были стартовой площадкой для возникновения знаковой культуры вообще. Когда люди поняли, что они могут воспользоваться естественными знаками, чтобы расшифровывать недоступные для непосредственного восприятия явления, они сделали первый шаг к тому, чтобы стать «символическими животными». В настоящее время существует множество сложных естественных систем знаков, которые реализуются при помощи изощренной техники, но начинали люди с самого простого, и это простое давало им возможность выживать в трудных природных условиях. Понимание того, что за летом придет осень, а затем и зима с ее холодами и снегом, приводило к тому, что «телегу начинали готовить зимой, а сани летом». Понимание того, что по звездам известного сегмента небосклона можно найти нужное направление, сделало возможным мореплавание. Изучение видимых глазу симптомов недомогания дало толчок подлинной медицине, а не ворожбе и заклинаниям, которые применялись ранее.

В иерархии знаковых образований все такого рода системы умещаются под обозначением «естественные», и все вместе они составляют данный тип систем. Вот ответ на вопрос, что такой тип систем: это - все системы, которые имеют тот же самый базисный знак. Дым, время года, построенная остановка для автобуса - все они являются, с одной стороны, реальными предметами, а с другой, - служат для нас естественными знаками, благодаря которым мы организуем наше поведение. Основная характеристика естественного знака заключается в том, что он сам - часть системы, часть, по которой ре конструируется система в целом. Как часть системы, он выказывает максимальную к ней близость, более того, включенность в нее, что делает степень его абстрактности минимальной по сравнению с прочими базисными знаками.

Естественные знаки являются первыми в истории знакового взаимодействия между природой и человеком. Они отличаются от всех прочих знаков своим естественным происхождением; все другие знаки придуманы человеком. Поэтому я несколько раз назвал их признаками, намекая на их естественную природу и первичность их появления в семиотической реальности, которую человек начал создавать. И все же - это полноценные знаки, дающие нам возможность ориентироваться в практической жизни ежедневно и ежечасно. Без них нам пришлось бы ох, как плохо!

Следующим типом знаковых систем, пришедшим вслед за естественными и надстраивающимися над ними как в филогенезе человечества, так и в онтогенезе каждого из нас, являются системы образные, имеющие образ (имидж) в качестве базисного знака. Я посвятил немало страниц в своих сочинениях доказательству того, что именно образное мышление приходит сразу вслед за манипулированием естественными предметами в развитии младенцев. Это - идея Жана Пиаже и других возрастных психологов. Я ее просто заимствовал и положил в основу последовательности роста знаковых систем, показанной на схеме. Образ предмета запоминается юным существом вскоре после рождения и создает в нем ожидание нужной ему вещи; эта стадия созревания нашего сознания экспериментально доказана. И приходит она после овладения в определенной мере манипуляционной стадией общения с действительностью и перед стадией овладения языком. Этот тип включает в себя огромное количество знаковых систем -рисуночных, игровых, ориентировочных и прочих. Практически вся человеческая культура реализуется посредством образных систем, но об этом позже. Сначала о том, что вскоре за овладением основами образных систем приходит очередь систем языковых.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒