ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАССМОТРЕНИЯ СЕМИОТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Я уже отмечал, что Ч. Моррис создал три направления изучения знаков и их систем: семантику (отношение знака к обозначаемому), синтаксис (отношения знаков между собой) и прагматику (отношение знака к воспринимающему его субъекту - интерпретатору знаков). Эти три направления я дополняю четвертым - изучение знаков по степени их абстракции, что позволяет раскрыть исторический ракурс проблемы, а также выделить отличия знаков и систем по самому яркому и оперативному с моей точки зрения параметру. Причем этот ракурс приложим не только к сравнению типов знаковых систем, но также к сравнению систем одного типа и даже к сравнению знаков внутри одной и той же системы. Его, этот ракурс, можно разворачивать как в синхронной, так и в диахронической (исторической) плоскостях. Словом, для меня - это наиболее оперативный и продуктивный вид анализа, анализа по разнице степеней абстрактностей в различных знаках и по разнице заряда абстрактности в разнообразных семиотических системах.

Везде, в любой отрасли науки, мы можем обнаружить движение в традиционных для нее системах - от знаков с меньшей к знакам с большей степенью абстракции. Я предпринял такое изучение в области медицинской семиотики, в области картографии, в области более близкой для себя науки - лингвистики. В первых двух случаях я просто постарался добросовестно описать развитие знаковых систем по известным мне источникам, в отношении лингвистики я пошел значительно дальше. Я обнаружил в сегодняшних языках три основных слоя слов, различающихся по заряду абстракции: имена собственные, понятия и концепты. Они, по моему мнению, отличаются друг от друга все увеличивающейся степенью абстракции, поскольку:

а)    они появились в языках именно в такой последовательности -сначала имена, затем понятия и концепты;

б)    они отличаются друг от друга также и на нынешней стадии языкового развития;

в)    они отличаются именно степени абстрактности, что требует различного подхода к их изучению и представлению.

Действительно, в любом языке издаются особые словари для имен собственных, для обычных понятий и для концептов, составляющих костяк языков науки. Язык науки невозможно изучать, предварительно не выделив в нем ведущих концептов и связанной с ними терминологии. На этой базе и составляются терминологические словари.

По этому же признаку всегда можно воссоздать историю возникновения различных систем в конкретной науке. Например, в химии мы можем выделить следующую документально подтвержденную последовательность рождения и развития химической символики: символы для обозначения отдельных элементов ^ обозначение взаимодействий элементов в реакциях (а внутри таковых - все более подробное и точное их изображение) ^ обозначение полимерных соединений ^ обозначение циклических и им подобных молекул, сначала плоскостное, а потом и объемное. Каждая ступень отличается все большей степенью абстрактности представленных в ней знаков.

Поэтому можно назвать мой подход семиотикой степеней абстрактности разных знаков. Пользуясь им, я не только могу сравнивать разные знаки по «количеству» абстракции, но целые системы знаков по их общей абстрактности, да и вся семиотическая реальность (се-миосфера) может быть исследована, пользуясь выделенным мной направлением анализа. К такому анализу мы и обратимся в последующих главах.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПРИВЕДЕННОЙ ВЫШЕ КЛАССИФИКАЦИИ

Конечным и неоспоримым доводом в пользу предложенной классификации является ее востребованность в различных науках, связанных с употреблением знаков. Прошло около пятнадцати лет с тех пор, как я впервые выступил с обоснованием данной классификационной схемы. За это время ученые, представители нескольких весьма разнообразных научных направлений, стали ее использовать в своих исследованиях. Среди них первыми откликнулись культурологи. Пе тербургский ученый Анатолий Кармин положил ее в основу периодизации и исторического развития культурологии в своем учебнике1. Стали появляться дипломные работы и даже диссертации, опиравшиеся на эту схему. Сошлюсь на ряд материалов, появившихся в Интернете.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒