Есть вещи в реальном мире, отношения между которыми можно, в конечном счете, замерить и свести к одной формуле. Изучение таких вещей обнаруживает тяготение к единственно верной интерпретации; и тогда мы имеем дело с точными науками, К сожалению, количество таких наук ограничено. Все прочие обобщения выступают лишь в виде альтернативных толкований - отсюда и множественность знаковых систем, посвященных одному и тому же аспекту действительности. Следующая глава книги будет посвящена разным видам знаковых систем, и там мы, хоть и очень кратко, но постараемся охарактеризовать их разнообразие и причины этого явления.

ЛОГИКИ ПРИЛОЖЕНИЯ

Этот тип логик связан с необходимостью различной интерпретации результатов действий со знаковыми системами. Он непосредственно зависит от степени абстракции знаковой системы и с необходимостью ее объяснения для разной аудитории. Этот вид логик наиболее часто обсуждается, и в нем нет ничего непонятного. Каждый из нас тысячи раз сталкивался с необходимостью объяснить свои действия, выводы и рассуждения разным категориям слушателей. Каждый раз мы представляем один и тот же материал по-разному. Этот аспект проблемы абсолютно ясен и не требует подробного обсуждения.

Но имеется еще проблема, которая прямо связана с зарядом абстракции используемых знаков и на которой я вынужден остановиться подробнее. Я утверждаю, что в копилке знаковых систем, имеющихся в нашем распоряжении, языковые системы служат не только для шифровки и обработки объективной реальности. но еще и обладают специфической семиотической функцией - функцией объяснения действий всех иных знаковых образований. Выполнению такой функции я посвящу ниже специальный раздел.

Теперь же я хочу только указать, что язык наделен особой объясняющей силой, поскольку занимает в нашем мозгу совершенно уникальное положение, с которого видны все достоинства и недостатки прочих семиотических построений. Он - всеобщий интерпретатор и толкователь всех прочих знаковых систем. Системы, уступающие языкам по своему заряду абстракции (лежащие ниже его в общей иерархии систем), он при объяснениях «поднимает» до своего уровня абстракции. Системы же, превосходящие его по степени абстракции, он «опускает» до своего уровня. Таким образом реализуется языком свойственная ему функция объяснения. Этому, повторяю, я посвящу особое место в книге.

И еще один аспект логики приложения: иногда при обучении очень большой (можно сказать - необъятной) знаковой системе логика приложений помогает нам построить поэтапное овладение такими системами. Это, прежде всего, касается систем семиотического содержания: языков и математических дисциплин, но приложимо и к дру гим объемным системам. Например, языки как окончательные и цельные семиотические системы остаются вне пределов наших возможностей - такие они большие и все охватывающие. Даже специальное научное изучение языков не приводит к идеальному результату - абсолютно полному описанию всего имеющегося материала. Любая грамматика, любой наиболее полный словарь не могут объять все и по необходимости остаются лишь «приближением к пределу». Поэтому, создавая такие пособия либо при обучении дополнительным языкам мы вынуждены специально ориентироваться на такие вещи, которые подменяют целое его частями.

Обучая выборкам из предполагаемого общего корпуса знаний, мы строим стратегию и тактику своих усилий таким образам, чтобы открыть обучаемым уменьшенный срез целого, в достаточной мере его -это целое - характеризующий. Потом мы надстраиваем следующий срез, который при взаимодействии с первым углубит и укрепит ранее усвоенные представления, и т. д. Такими этажами выстраивается постепенно полный курс, который все равно не покроет всего, но задаст направления для будущих стадий обучения. Дальнейший процесс может продолжаться самостоятельно и всю последующую жизнь; он вовсе не обязан иметь характер формального обучения в каком-то учебном заведении. Данная стратегия предполагает такое обучение системе на первых формализованных его этапах, которое бы преподносило для запоминания не только и не столько сам фактический материал, а еще и наиболее эффективные способы его усвоения. Этот аспект логики приложения системы будет еще раз обсуждаться в следующей главе.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒