В задачу наставников и воспитателей подрастающего поколения входит ранняя диагностика присущих тому или другому индивидууму природных предпочтений. Для этого существуют давно утвердившиеся тесты, которые помогают им в этом; они фактически построены на умении работать с системами различного типа. Удачные попытки фиксируются проверяющими, которые и дают свое заключение о психологическом складе испытуемого. Предполагается, что после правильной диагностики подобных предпочтений можно направить испытуемого по нужным для него рельсам в дальнейшую жизнь.

Дело усложняется тем, что во многих случаях человек склонен ко всем способам регистрации и освоения действительности, только граф всех подходов у того или иного индивидуума отличается от графа другого лица. Графом я называю сочетание всех подходов к реальности в едином букете мышления. В этом букете цветы либо смешиваются в более или менее равной пропорции, либо какому-то одному виду отдается явное преимущество. Предпочтение одного вида общения с реальностью может выступать отчётливо либо смазано, но в сознании человека содержатся ростки будущего в разном сочетании. Разобраться в таком сочетании оказывается значительно сложнее, нежели в случаях явно выраженной склонности. Поэтому и сами тесты и методы их интерпретации из года в год совершенствуются. Для нас важно то обстоятельство, что у человека в большинстве случаев создается ощутимая тяга к той или иной семиотической среде; ее-то и надо выявить для нормального развития данной личности.

Имеется и другой аспект проблемы: предложенный подход к различным типам знаковых систем не только позволяет выявить личностные предпочтения отдельных людей, но и помогает в анализе накопленных человечеством богатств в общем объеме семиотической реальности. Этим аспектом проблемы мы займемся в следующих главах.

Глава 11

ПРОБЛЕМЫ СЕМИОТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

ЧТО ТАКОЕ СЕМИОТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ?

На первый взгляд ответ на этот вопрос не вызывает затруднений: семиотическая реальность состоит из знаков и знаковых систем. Они кодируют объективную реальность первого порядка (Первой природы), с их помощью она анализируется и реструктурируется. В результате создается новая объективная реальность (Вторая природа), которая облегчает нам жизнь. Кажется, что с помощью такого определения семиотическая реальность легко выделяется и становится одним из предметов изучения науки, которую мы называем семиотикой. Что и требовалось доказать.

На самом деле все обстоит вовсе не так просто. В результате реструктурирования реальности первого порядка могут возникнуть какие-то новые материальные предметы или явления. А могут возникнуть вещи, сплошь составленные из знаков, например, живопись, музыка, литература, письменные документы и пр. Куда они относятся: к семиотической реальности либо ко Второй природе? Ответ на этот вопрос зависит от того, какой результат мы получаем, используя семиотическую реальность. Если результатом будет материальный продукт, то он включается во Вторую природу. Если же продуктом наших усилий будет материя, состоящая из знаков, то она может дать несколько выходов: в науку, искусство, идеологию либо в обучение (смотрите следующую главу). У каждой из этих областей есть собственные приемы и методы рассмотрения возникающих проблем.

Стало быть, предметами семиотической реальности остаются только знаки, знаковые системы и теоретические выкладки по поводу их использования и применения. Кроме того, семиотическая реальность служит как бы фильтром, пройдя который человеческая активность направляется по вектору одного из указанных сегментов: это может быть Вторая природа, наука, мифология, искусство или обучение. Каждое продолжение является самодовлеющим и должно изучаться по своим собственным правилам.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒