Рядом с элементами решетки для поиска нужного продукта следует поместить некоторые из его важнейших характеристик. В результате мы получим «торговый знак интеллектуального продукта». По этому знаку его будет легко отыскать в любом большом собрании текстов.

Очень важно, чтобы марку школы выбирали ученые, считающие себя принадлежащими к одному научному направлению. Никто не сможет это сделать лучше их самих. Готовность маркировать собственную продукцию единым знаком укрепит связи научного сообщества, его однородность и добрые отношения всех его участников. Кроме того, это - наилучший метод начать такую маркировку. Сначала это сделают те, кто раньше других проникнется настоящей идеей, затем постепенно последуют остальные. Никакого принуждения или давления. Тем не менее, я убежден, что идея настолько прозрачна и выгодна всем, что ее реализация начнется очень скоро.

По истечении достаточного промежутка времени, когда эта идея наберет силу, станет возможной реализация еще одного важного проекта, который занимал и занимает умы многих выдающихся ученых.

Уже давно разные ученые выдвигают свои соображения по поводу логически четкого подразделения научного знания по соответствующим разделам. Их постоянно преследуют неудачи: пока не существует общепринятой системы распределения знания по отдельным отраслям наук. Этому мешает стихийное возникновение тех или иных наук в связи с текущими практическими запросами. Если мы соберем достаточно репрезентативную выборку тех областей знания, в рамках которых работают ученые, и набор конкретных школ внутри каждой крупной сферы исследований, нам будет легче справиться и с этой задачей. Тогда наши соображения по этому поводу будут более полноценными и убедительными.

Словом, я отстаиваю необходимость такого рода попыток, необходимость, обоснованную прежним развитием систем знаковой реальности и требованиями нашего времени, к ним предъявляемым.

Глава 12

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ЛОТМАНОВСКОГО ПОНЯТИЯ «СЕМИОСФЕРЫ»

Честь выделения концепта «семиосфера» как отдельного феномена, который следует рассматривать по присущим ему собственным закономерностям, принадлежит Ю.М. Лотману1. Я использовал этот концепт, переименовав его в «семиотическую реальность» и придав ему совершенно иное содержание и интерпретацию. Ниже представлена попытка переосмысления указанного концепта - это сделано в виде схемы, долженствующей показать взаимодействие бытийных реальностей и разных сфер человеческой деятельности2. За схемой следуют пояснения к ней.


Пояснения к схеме

Схема показывает соотношение двух реальностей, с которыми сталкивается каждый из нас (природной = онтологической и семиотической), и разных сфер человеческой деятельности. Взаимосвязь и взаимовлияние реальностей и человеческой активности в ее разнообразных проявлениях является движущей силой всех частей схемы, мотором ее развития и баланса составных ее компонентов. Все части схемы обозначены номерами и каждая из них существует в связи с Человеком, но зачастую и вне отдельных личностей, не задевая их внимания, то есть, сама по себе. Инициатором и побудителем к совершенствованию и изменению любого компонента схемы выступает Человек. Он делает это в одной из обозначенных областей деятельности (3, 4, 5, 6 и 7). Схема не претендует на исчерпывающее перечисление всех областей человеческой активности; указанные в ней сферы вмешательства Человека в природную и семиотическую реальности следует рассматривать скорее как примеры.

Два типа реальностей и области человеческой активности связаны между собой. При любом взаимодействии внутри вступающих в связь реальностей происходят сдвиги - обычно количественного плана, иногда качественного. После произошедших изменений люди сталкиваются уже с иным состоянием той или иной реальности, и они воспринимают ее как цельную данность на каждый момент времени.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒