Обратимся, все же, к более сложному случаю, к воссозданию древней истории. Известно, насколько события, произошедшие много веков тому назад, внедрены в сознание еврейского народа. Большинство фактов, которые составляют эту историю, включены в тексты религиозного содержания, составляющие основу верований трех великих религий мира: иудаизма, христианства и ислама. Казалось бы, они неоспоримы и не требуют дальнейшего подтверждения. Можно даже утверждать, что они бесспорны для большинства людей на земле. Однако именно в Израиле постоянно появляются теории, пытающиеся опровергнуть «общеизвестные» факты и выдвигающие альтернативные варианты древнейшей истории иудеев.

Опять-таки в самое последнее время в Израиле возникла школа историков и археологов, которая на основании последних археологических изысканий заявляют, что события, описанные в Священном писании, не могли иметь места. Опровергается, например, история Исхода евреев из Египта, которая является основополагающей для национального сознания народа - ведь она описывает блуждания евреев по пустыне и события этого периода, приведшие к превращению племени в народ. Описывается, как он сформировался, из кого состоял, каким образом появились его лидеры, и как он получил именно в то время от Бога Скрижали Завета (вечный Закон евреев, которым они пользовались потом многие тысячи лет). Подвергаются сомнению и другие библейские истории.

Назову для примера лишь один источник. И. Финкелъштейн и

Н. А. Зилъберман в своей книге «Библия, выверенная в раскопках» (Bible Unearthed) утверждают, что никаких признаков блуждания по пустыне ни одна из археологических экспедиций не открыла. Даже в совершенно конкретных местах, названных в Святых книгах, раскопки не дали никаких конкретных результатов. А то, что открыто, по большей части не подтверждает описанные в Библии события. Разумеется, все попытки опровергнуть крепко сидящие в народном сознании версии исторических событий, не могут привести ни к какому результату. Любой народ живет мифами, подогревающими его национальное самосознание, и будет так же жить дальше. Но нас интересует иной аспект проблемы.

Я хочу показать, что две противоположные позиции пользуются совершенно отличными друг от друга знаками: религиозные и мировоззренческие утверждения пользуются в основном символами, а наука в своей аргументации использует обычные словесные и вещественные аргументы, которые могут быть опровергнуты. Вот что сказано в одной из рецензий на книгу указанных ученых археологов: «Пытаясь “отделить историю от легенд”, авторы “анализируют последние археологические находки, еще мало известные за пределами узкого круга специалистов, чтобы доказать не только когда, но и почему была написана Библия”. Эти открытия “революционизируют картину раннего Израиля и подвергают серьезным сомнениям известные библейские сказания такие как история странствий Патриархов, история Исхода из Египта, покорение земли Ханаан и блистательную страницу царствований Давида и Соломона”«1.

В своих аргументах указанные мною авторы используют данные о найденных артефактах, раскопанных постройках и целых поселениях, костях животных, обнаруженных в раскопах семенах и образцах почвы, сравнение антропологических находок из различных культурных традиций, равно, и иные современные методы научно обоснованной археологии. И все это противостоит исключительно теологическим доводам самой Библии. Все перечисленное выше составляет обычные научные аргументы и знаки, лежащие в их основании, в то время как Библия и все основанные на ней теологии строятся на символах.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒