Настоящее пособие, составленное проф. Д.Х. Вагаповой, посвящено актуальной задаче современного общества содействовать развитию и становлению Человека, способного чётко мыслить, правильно и хорошо говорить Всё это -элементы древней, но «новой» для нас науки об искусстве красноречия - риторике.

В увлекательной форме, приводя высказывания блестящих ораторов и знаменитых деятелей различных стран и эпох, автор анализирует их, вовлекая читателя в размышления о самом себе, показывая, как надо поступать и выражать свои мысли. И всё это в форме занимательных игр, заданий и упражнений.

Пособие предназначено не только для преподавателей и учеников школ, лицеев, гимназий, вузов, но и для индивидуально изучающих риторику, для тех, кто стремится достичь успеха в жизни

И читателю

Древний мудрец Аристотель сказал: „ Мы слушаем не речь, а человека, который говорит". Известен и другой афоризм: „Хочешь узнать человека, заговори с ним". „Слово не воробей, вылетит - не поймаешь“ — гласит русская пословица. Следовательно, не всякая речь хороша, продуктивна, действенна, а только та, в которой пульсирует мысль.

А как учиться речи, в которой гармонично сливаются чувство и мысль? Ведь не менее мудрый Гельвеций говорил: „Мысль входит вратами чувств“ - значит твоя мысль должна будить в собеседниках сначала чувства, эмоции, а потом ответную мысль.

Реалии нашей жизни таковы, что востребованны ми оказываются люди, способные мыслить самостоя тельно, вырабатывать продукт мышления - ориги налъное решение актуальной для определённой облас ти жизни проблемы, точно и понятно для всех сформу лировать его, вызвать к нему интерес соответствую щих лиц и сделать их своими единомышленниками. А для этого нужно ещё и отработать систему доказа тельств оптимальности и необходимости реализа ции своей идеи.

А где этому учат? Безусловно, в каждом учебном предмете есть установка на мыслительный процесс. Но выделено ли мышление в отдельный учебный предмет, позволяющий в череде меняющихся ситуаций, в напряжённости сегодняшней жизни „выстро ить“ своё речевое поведение в каждой конкретной ситуации, побороть все стечения обстоятельств, которые с утра до ночи „подкидывает“ нам господин Слу чай, идти по жизни победно, быть „хозяином", а не „рабом" ситуации? К сожалению, нет.

Восполнить этот недостаток вам поможет данное учебное пособие. Оно носит универсальный характер: его можно использовать на занятиях по риторике, древней и „новой" науке, введённой в учебные планы школ нового типа и даже некоторых вузов (в таком случае надо иметь комплект пособий в расчёте на каждого обучаемого), а также работать по пособию самостоятельно, активно используя при этом Словарь терминов (см. в конце книги) и выполняя задания в конце каждого блока, позволяющие проверить, как идёт продвижение по совершенствованию мысле-речедеятельности, что и является содержанием предмета риторики. Конечно, в этой ситуации целесообразно организовать микрогруппу из 4-5 человек и отрабатывать все игры и упражнения в режиме коллективной мыслеречедеятельности (заложенном в систему игр и тренингов). Роль ведущего при этом можно выполнять по очереди.

Апробация данного материала проводилась в обоих вариантах: в лицее Северо-Казахстанского университета, в базовом областном лицее при Северо-Казахстанском институте усовершенствования учителей, в школе-лицее № 35 г. Петропавловска, в школе-лицее М75 станции Петропавловск Южно-Уральской железной дороги и индивидуально с отдельными людьми, поставившими перед собой разные цели - как, например, попасть на учёбу в Европу или США, устроиться на работу в престижные фирмы, выдвинуть свою кандидатуру в депутаты в городские, областные и республиканские правительственные структуры и другие.


| перейти на следующую страницу ⇒