Подберите сначала все аргументы, которые придут вам в голову, и запишите их подряд в столбик. Проведите анализ данных аргументов с точки зрения:

—    сильные или слабые?

—    хорошо поддержаны доказательствами или нет?

—    отвечают правилам „выкладывания аргументов" или нет?

Вычеркните аргументы, не отвечающие вышеназванным критериям, в случае необходимости добавьте новые.

Блок XI. „Позвольте с вами не согласиться, или Истина рождается в споре"

Реалии сегодняшнего дня таковы, что монологиче ская речь уходит в прошлое, в общение всё увереннее входят диалог и полилог: и в области науки, и в области политики, и в области деловых отношений. Время всеобщего исполнительства прошло. Требуются люди инициативные, смело выдвигающие идеи и умеющие утвердить их в споре. Как вести спор? С кем спорить, а с кем не стоит вступать в полемику? Каковы правила спора? Как победить в споре? На реализацию этих умений направлены упражнения и тренинги дан ного блока.

„Давайте определимся в понятиях"

Цель упражнения - определиться в понятиях „спор", „дискуссия", „диспут", „полемика", „дебаты", используя толковые словари и словари иностранных слов; выяснить отношения между этими понятиями (графически представляется в „кругах Эйлера").

Методический комментарий.

Успешное введение теоретических положений спора как высказываний в форме диалога и полилога и отработка на их основе новых, более сложных умений в плотной концентрированности с ранее освоенными возможно на базе чётко отработанной системы коммуникативных тренингов. В нашем экспериментальном обучении эта система строилась в цепи следующих звеньев:

• введение основных теоретических понятий и правил спора и коллективное создание „шпаргалки", алгоритм + опорная схема, которая будет использоваться как на этапе наблюдения образцов спора, так и в тренингах;

•    совершенствование психологических, логических и этических умений, необходимых в споре;

•    наблюдение и пооперационный анализ речевого поведения участников устного и письменного спора на примере литературных произведений и публицистики;

•    коммуникативные игры, имитирующие спор, с отслеживанием техники спора по „шпаргалке";

•    контрольный срез умения вести спор (индивидуальный тренинг).

„Шпаргалка" для отслеживания техники спора

1. Определите вид спора:

2. Охарактеризуйте предмет спора:

2.1. Актуальность предмета спора для данной ситуации и для участников спора, а также для слушателей.

2.2.    Способы выделения предмета спора: определение содержания понятия, вопросы уточняющего и конкретизирующего характера.

2.3.    Характеристика компетентности, эрудиции каждой стороны в споре.

3.    Охарактеризуйте тезис и контртезис:

3.1.    Каким образом оппоненты установили пункт разногласий?

3.2.    В форме какого суждения представлены тезис и контртезис?

3.3.    Насколько точно и конкретно сформулированы тезис и контртезис?

3.4.    Наблюдались ли логические ошибки: потеря тезиса или подмена тезиса (полная или частичная).

4.    Охарактеризуйте основные качества участников спора:

•    заинтересованность;

•    конструктивность подхода;

•    умение идти на оправданный компромисс;

•    стремление к постоянной коррекции точки зрения;

•    поиск правильных доводов противника;


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒