— Но без визы — совершенно невозможно. Вдруг неточность, запятая какая-нибудь исказит смысл... Помните: казнить нельзя помиловать...

Знаю, знаю я: визировать он не будет, не станет оставлять следы. Всё должно делаться устно. Да и не нужно мне никакой визы, дурака валяю, интересно в глаза поглядеть. И вдруг находится решение: да ведь можно сличить с газетным текстом! Вот как непросто простые мысли приходят в голову.

Мы прощаемся, я обласкан почти родственным взглядом маслянистых глаз. Мягкое пожатие загорелой на южном солнце руки. Я слышал, дипломаты проходят сложнейшую науку этикета. Но вот мужчина пожимает руку. По руке его, по тому, как он жмёт, многое про него узнаётся. Интересно, это им объясняют?"

• Вопрос для наблюдения: поверите ли вы словам адвоката „По моему скромному мнению...", если в момент произнесения этих слов голова его высокомерно откинута назад, а большие пальцы рук отчётливо выделяются?

Проведите эксперимент и дайте комментарий к его результатам:

1.    Сидя за столом в аудитории, положите какую-либо вещь перед соседом. Вы увидите, что он или передвинет вашу вещь поближе к вам, или передёрнется на стуле.

2.    По телефону разговаривает ваш классный руководитель, а вы ждёте конца разговора; вы разговариваете по телефону, а классный руководитель ждёт... На каком расстоянии встанет в каждом случае ожидающий конца разговора, и какова будет его мимика?

Игровой этап. Индивидуальные домашние упражнения: переведите знание информации о невербальных средствах общения в умения, фиксируя своё внимание на жестах и мимике и устанавливая по ним содержание высказывания наблюдаемых лиц.

Учащиеся просматривают материал, записанный на видео (фрагменты спектаклей, дискуссий, интервью, выступлений политиков и журналистов), при этом звук выключается. После просмотра каждая мини-группа обсуждает свои наблюдения и сообщает предполагаемый текст, затем фрагмент видеозаписи просматривается ещё раз, но уже с включённым звуком.

Литература для подготовки

Ночевник Н.М. Человеческое общение. — М.: Политиздат, 1988. С. 49-52.

Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. — М.: Русский язык, 1991.

Пиз Алан. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. - Новгород: Ай-Кью, 1992.

Горелов И., Енгалычев Б. Безмолвный мысли знак. — М.: Молодая гвардия, 1991.

Ниренберг Джеральд, Калеро Генри. Читать человека, как книгу. — М.: Экономика. Академия здоровья, 1990.

Сопер Поль. Основы искусства речи. — М.: Прогресс, 1992. С. 145-159.

Степанченко Л.В. Лицо человека. — М.: Знание, 1992.

Дил С., Сесмен JI. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам. — М.: Вече. Персей. Аст, 1995. С. 15-16, 35-37.

Иосефович Н. Ты — босс? — М.: Вече. Персей. Аст, 1996. С. 111-113.

„Как живёшь?"

Цель игры — развивать умение пользоваться невербальными средствами общения.

Ход игры. Учитель задает вопросы; дети, варьируя интонацию слов: „Вот так!“, отвечают на вопросы с помощью жестов:

— Как живёшь?

—    Вот так! (Поднимают большой палец, произносят слова весело, задорно).

—    Как идёшь?

—    Вот так! (По ладони шагают два пальца, ответ исполнен весёлости).

—    Как бежишь?

—    Вот так! (Локти, прижатые к бокам, задвигались, изображая бег; слова дети произносят быстро, „на бегу“, чуть задыхаясь).

—    Ночью спишь?

—    Вот так! (Две ладони укладываются под щёку, голос отвечающих сладок, чуть растянут, медлителен).

—    Как даёшь людям добро?


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒