Ход игры. Ученики разбиваются на команды, каждая из которых выбирает определённые правила культуры речи, наиболее насыщенные фактами для запоминания Составив список слов или словосочетаний, необходимость запоминания которых очевидна, участники игры в группах сочиняют стихи, где рифма и ритм являются мнемоническим средством. Например, для запоминания наиболее трудных форм — родительного падежа во множественном числе — были сочинены следующие стихи с утрированием некоторых слов, где часто делаются ошибки:

1.    В детской сказке Колобок по траве катиться мог без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов,

Яблок, груш и мандаринов, баклажанов - грядок пять, помидоров не собрать.

2.    Уважают человека у туркмен, татар, узбеков, у таджиков и армян, у монголов и цыган, у якутов и тунгусов, у башкир и белорусов, у киргизов и грузин, у бурят и осетин.

Формы существительных в именительном падеже множественного числа „вдохновили" участников игры на следующие стихи:

1. Обходил я округа, заходил туда-сюда.

И везде кипит работа, и кругом идут дела: Важные директора заверяют вензеля, Оформляют ордера, проверяя паспорта.

Три счастливых рыбака вытащили невода И грузили раков, рыбу на большие катера.

А лихие повара залезают в погреба,

Достают бутыль вина и едят окорока.

Для продажи шофёры привезли „из-за бугра” Заграничные шелка, золото и жемчуга.

Наши горе-мастера от великого ума Развалили терема, разломали купола.

А в больнице доктора разбирают черепа, Фельдшера им помогают, вырезая потроха. Каждый занят своим делом.

Но скажите мне тогда,

По какой такой причине Развалилась вся страна?

2. Ведь не секрет, что в наше время Не только купола церквей,

Не только храм большой науки,

Сейчас, сейчас влекут людей Огромной очереди звуки.

Директора и доктора,

И бывшие профессора, и фельдшера,

И егеря, что из лесу недавно вышли,

И сторожа, и мастера, давно в отставке кучера, Их заменившие шофёры.

Но есть средь них и жемчуга,

Что трут нещадно жернова.

Правительств завидные руки Их закрывают в терема,

Но убегают поезда и уплывают катера с ларцами жемчуга туда, где знают цену людям!

"Метафора"

Цель игры - развитие художественного мышления, которое поднимает людей на более высокий уровень, заряжает их, делает жизнь интересной и более свободной. Игра проводится в несколько этапов.

I этап — анализ образцов. Прочитайте внимательно отрывки из романа-эссе Бахытжана Момыш-улы „Восхождение к отцу“ и определите, какие поэтические образы создаёт писатель, как один образ „перетекает14 в другой, как точными и яркими мазками, будя воображение читателя, автор намечает портрет человека, главного героя романа. В романе „каскад" метафор выполняет роль „сильного эмоционального начала" для реализации античного закона „края".

„Как мучительно долго не приходила первая фраза, а ещё говорят, что вначале было Слово! Нет, всё-таки, в самом начале было, наверное, чувство, переполнившее космос, который, не выдержав тяжкого напряжения, исторг это слово - и начинает казаться истиной, что без потрясения первое слово родиться не могло. Это оно, наверное, дало запев прекрасной, горькой, трудной и гордой жизни, похожей на крылатую песню. Из этого усилия возник чистый родник, откуда взяла начало крепнущая река, вобравшая в себя память всех омутов и порогов, бурунов и перепадов, стремнин и поворотов русла, а также всех пойменных лугов, сбежавшихся к берегу деревьев и кустов, всех задумчиво прекрасных лиц человеческих, когда-либо смотревшихся в чистое зеркало вод, всех задушевных голосов, звучавших на пути волн. Оно же хранило в глубинах своих рассыпанную в жемчуг речь человеческую, острые вскрики боли, застывшую рубинами кровь героев...


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒