Сравните цвет кожи щёк и лба. Где больше розового? Сравните треугольник в уголках глаз с полукружьями под глазами. Скоро вы начнёте замечать, что лицо окрашено неодинаково. На лице видны оттенки и точки серого, зелёного, жёлтого и лавандового цветов.

Приглядитесь: какому внутреннему состоянию человека соответствует тот или иной цвет кожи лица? Обучаясь фиксации изменений в мускулах лица, помните, что это эмоциональное напряжение и расслабление отражается в мелких мускулах. Эти изменения особенно заметны во внешних уголках глаз, вокруг рта и в линии челюсти. Обратите внимание: нос иногда становится „острее11. Когда? Что это значит? Глубина складки между глазами или выше на лбу может тоже означать внутренние изменения.

Чтобы научиться фиксировать изменения в нижней губе, полезно посмотреть на лицо партнёра по общению и собрать хорошую коллекцию „фотографий". Нижнюю губу трудно, почти невозможно контролировать сознательно. Собирая „фотографии", вы получите сигналы прямо из подсознания собеседника. Различая паттерны, обратите внимание на повторения, различия, сходство и явные изменения в размере, форме губ, движениях, жёсткости, цвете, влажности и припухлости.

Научиться фиксировать изменения в дыхании труднее: но и это возможно. Если вы не можете уловить движения дыхания, необходимо обратить внимание на верхнюю линию плеч, которая поднимается и опускается. Обратите внимание на то, что люди дышат верхней или средней частью груди, животом у линии талии и брюшной полостью.

Различая паттерны, заметьте, что человек может дышать быстро, средне, медленно, с паузами и разным ритмом. Изменение дыхания у людей различно; но один факт характерен для всех людей: смена ритма дыхания означает, что в человеке „что-то происходит" *.

Индивидуальные домашние упражнения: собрать паттерны человека, с которым вы часто общаетесь (мама, подруга, сестра, брат), проверить с помощью вопросов правильность своих наблюдений и выводов.

Тренинг с использованием видеозаписей школьных вечеров, олимпиад, праздников, экзаменов и т.п.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ЛАБИЛЬНОСТИ

Упражнения помогают научиться быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не допуская ошибок.

„Брито-стрижено“

Вспомните сказку, где упрямая жена наперекор мужу делала всё наоборот. Все участники игры встают в круг и, внимательно слушая команды ведущего, выполняют всё наоборот: если ведущий поднимет руку, все должны её опустить, если он разведёт ладони, все — сложите, он быстро махнёт справа налево, все — слева направо и т.д. Эксперт следит за правильностью движений всех и определяет количество ошибок.

„Запрещённые движения"

Все участники игры встают в круг. Ведущий стоит в центре и выполняет движения руками, головой, корпусом тела, время от времени называя запрещённые движения: вверх, в правую/левую сторону, вниз. Все остальные должны копировать движения ведущего, за исключением тех, которые он объявляет.

„Искатель"

Все выходят из класса, за исключением ведущего. Ведущий раскладывает на самых видных местах несколько мелких предметов (напёрсток, ключ, колечко, значок) по числу играющих; предметы должны лежать между вещами, обычными для классной комнаты: книги, тетради, школьные принадлежности, сумки и др. Включается магнитофон с записями танцевальных мелодий. Каждый ученкк должен войти в класс, пройти танцевальными па один круг между столами, читая одновременно любое стихотворение, и увидеть „лишнюю" вещь. Ведущий следит за точностью выполнения всех действий.

„Переключение внимания"


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒