Человек - царь природы... По-моему, это не совсем верно. Я считаю, что человек не властелин её, а прежде всего.покровитель, хранитель, защитник. Вернее, таким он должен быть. Но в жизни чаще всего оказывается наоборот. Это очень ярко показал В. Распутин в повести „Прощание с Матёрой". Мне почему-то кажется, что название Матёра тесно связано со словом мать. Уничтожение Матёры — это, по-моему, предупреждение о начале нравственного падения человека. Очень жутко читать даже первые строки повести: „И опять наступила весна, своя в своём нескончаемом ряду, но последняя для Матёры"... Последняя, потому что „царю природы" так захотелось. Человек - ничто по сравнению с природой, он песчинка в огромном космическом пространстве. И, понимая это, люди стремятся доказать своё могущество, доказать самим себе, потому что всегда хочется считать себя сильнее и могущественнее, чем это есть на самом деле. „Царю природы" нужно повернуть реки вспять, и он сделает это. Он сделает это, даже если придётся бульдозером пройтись по собственной памяти, стереть её, не оставляя после себя никаких следов. Это страшно, когда даже могилы предков (а ведь это тоже часть природы), стёртые с лица земли, остаются на дне водохранилища, созданного самими людьми. „Памяти никакой не стало, вся износилась". Эта фраза, по моему мнению, является главной в повести „Прощание с Матёрой" -

это предупреждение о расплате, плаха, ожидающая нас, о которой писал Чингиз Айтматов в романе „Плаха". В нём автор раскрывает тему апокалипсиса - явления, когда человек сам приближает свой конец. И всё в произведении крик души писателя, как „крик жизни", „крик человека с вознесёнными к небу руками", увидевшего, что „всё летит в тартары, низвергается в огненную пропасть". Человек не остановится ни перед чем ради собственных корыстных целей -план по мясосдаче и поджог камышей. Да и „что в таком случае камыши, когда гибель самого озера, пусть и уникального, никого не остановит, если речь идёт о дефицитном сырье. Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву". В этом романе, как апогей, явится образ маленького Кендеша, убитого родным отцом. „Не веря своим глазам, Бостон склонился над телом сына, залитым алой кровью, медленно поднял его с земли и, прижимая к груди, попятился назад, удивляясь почему-то синим глазам издыхающей волчицы". Нельзя больше так жить, создавая трагические обстоятельства, в которых „царь природы" убивает „великую матерь всего сущего" и младенца человеческого. Нельзя человеку опуститься до такой степени, что даже волк оказывается человечнее. Каждому необходимо совершить усилие души, чтобы остановить вращение Земли - карусели кровавых драм. Ведь именно так представляет себе модель мира Чингиз Айтматов в романе „Плаха".

Мне кажется, что эта модель такая на самом деле. И нам нужно что-то предпринять, нужно во что бы то ни стало изменить её, иначе неизбежна катастрофа. Нужно что-то сделать, чтобы остановить эту карусель. В этом, я уверен, помогают произведения В. Белова, В. Астафьева, С. Залыгина, В. Шукшина. Они предостерегают человечество от потери духовной близости с природой. А выстоять нам помогут слова Антуана де Сент-Экзюпери, если возьмём их за главный жизненный принцип: „...Есть такое твёрдое правило, - сказал мне позже маленький принц. - Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - приведи в порядок свою планету".

Задания теста1.

Обведите кружком номер правильного ответа.

1.    Тема „человек и природа" является доминантной для современных писателей:


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒