15.    Эпиграф анализируемого сочинения выражает аспект проблемы „человек и природа":

а)    эстетический, б)    психологический, в)    философский.

Теме и идее сочинения эпиграф а)    соответствует, б)    не соответствует.

16.    План анализируемого сочинения:

1.    а) соответствует содержанию сочинения, б) не соответствует содержанию сочинения.

2.    а) деление пунктов плана произведено по од ному основанию, б) деление пунктов плана произведено по двум основаниям.

3.    а) части плана соразмерны, б) части плана не соразмерны.

17.    Теме „Человек и природа в творчестве современных писателей" соответствует жанр а)    сочинение-дневник, б)    сочинение-очерк, в)    сочинение-заметка, г)    сочинение-публицистическая статья, д)    сочинение-размышление.

18. Заполните таблицу номерами предложений, где есть указанные речевые ошибки (см. п. 11, стр. 346).

19 Заполните таблицу номерами предложений, где есть указанные грамматические ошибки (см. п. 11, стр. 346).

Контрольное задание

Зная увлечения своего шефа, подготовьте тему для начала разговора с ним и найдите образный, необычный материал для данной темы (интересные факты, цитату, притчу, комплимент и др.). Продумайте, какие тропы и фигуры можно использовать, чтобы „украсить" начало разговора и заинтересовать шефа темой разговора. Как перейти к предмету просьбы?

Блок XIII. „Следуя законам жанра..."

...Когда фотограф делает групповой портрет, он достаточно долго занимается „расположением“ участников группы, учитывая рост, пол, полноту, одежду: он создаёт композицию.

...Когда отмечают торжество (юбилей, презентацию, свадьбу и др.), герой этого торжества - само совершенство: в соответствии с жанром поздравительной речи принято наделять его приятными эпитетами, лестными сравнениями, гиперболизировать его самые яркие черты...

В данном блоке вся система упражнений направлена на совершенствование умения строить тезис в соответствии со стилем (изучение функциональных стилей речи входит в содержание школьной программы по русскому языку) и жанром высказывания.

Проблемная ситуация

Каково отношение между понятиями „композиция" и „жанр", „композиция" и „план" (сочинения, реферата, доклада и т.п.), „функциональный стиль" и „жанр"?

Назовите существенные отличия в „выстраивании" связного высказывания на одну и ту же тему (например, „Российско-казахстанские отношения в начале XX века") в жанрах сочинения, реферата, доклада, монографии.

„Продолжим риторический анализ"

Цель упражнения - довести до конца риторический анализ Речи Абая, начатый в блоке „Замысел высказы вания, или Изобретение мыслей", продолженный в блоке „Докажи мне, докажи" (логический аспект риторики: культура оперирования аргументами).

Дать анализ „украшений4' речи, охарактеризовать речевые средства образности и выразительности, использованные Лбаем.

Виды тропов и фигур

Примеры из Речи Абая

Метафора

„вы поставили меня между собой", „нашёл исток вашего раздора", „открылись новые пути", „я вернул вам мир", „отцы народа... будут ие излечивать рапы, а бередить их“

Символ

„будь швом разорваипому, заплатой лопнувшему", „требования Саватора - кровавая узда второй смерти, накинутая на голову девушки"

Градация

„пути борьбы с такими тяжбами, пожирающими паш мир, дробящими паше едипство, позорящими пашу честь", „парод мой, собравшийся здесь, сородичи мои Керей и Сыбан!", „тяжбы из-за пе-весты, проклятые тяжбы", „впиовпы вы, кереи, в жадности вашей виновны...", „требование Саватора - кровавая узда второй смерти, накинутая на голову девушки... да ие простая узда, а кровавая..."

Антитеза

"не простая узда, а кровавая", „думал о нуждах всего парода, а ие отдельпых людей", „не знаю, с какой меркой подходили к такому делу пашп предки... Но я знаю, что новое поколеппе подходит к ним с иными мыслями", „будут ие излечивать раны, а бередить их", „тут сыбанцы ие виновны, виповиы вы, кереи..."

Анафора

„Вы поставили меня... Вы доверили мне..."

Инверсия

„народ мой, сородичи мои", „с этими мыслями я подходил", „без сопротивления она стала невестой", „родиую дочь свою вы без колебаний решили продать", „виновны вы, кереи", „за парушепие сговора кереи вернут..."

Многосоюзие

союзы а, и, но в начале многих предложений

Охарактеризовать композицию судебной Речи Абая. Определить, чем обусловлен выбор данной формы композиции.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒