Абай использует античную композиционную форму публичного высказывания, традиционно состоявшую из семи „частей речи", как тогда называли части высказывания: обращение, называние темы, повествование, или описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение. Кроме того, в классической риторике действовали так называемые „законы края", в соответствии с которыми любое речевое высказывание должно начинаться словами, способными вызвать экспрессивно-эмоциональный толчок, „зажигающий" общение, вызывающий у слушателей или читателей потребность „держать" внимание и интерес к теме высказывания, а заканчивали „сильным", с точки зрения логоса, высказыванием, которое запечатлевается, в соответствии с законами психологии восприятия речи, в сознании адресата речи.

Речь Абая начинается с обращения к народу, ко всей публике, собравшейся на необозримом степном пространстве, а затем непосредственно к двум враждующим родам; называя каждый род поимённо, он в то же время соединяет их, а потом на протяжении всей своей речи Абай, удерживая внимание слушателей, повторяет свои обращения: „родные", „народ мой", „вы, ке-реи".

Называя тему, Абай прежде всего точно и лаконично определяет свою позицию и те духовные ценности, которые обусловили принятое им решение, обращает внимание слушателей на те права и ответственность, которые они на него возложили. Однако Абай не разворачивает тему в повествование или описание, так как его слушатели знакомы с сюжетом распри, каждый из них интерпретирует её по-своему: сейчас ещё „образ" (миф) преобладает над „идеей", страсти накалены, и Абай понимает, что люди, находящиеся перед ним, переполнены эмоциями и у каждого из них свои представления, пропущенные через свой мир ценностей и воззрений, свои мифы в понимании ситуации. Чтобы „переиграть" эти настроения, привести свою „идею" в равновесие с нарождающимися новыми образами в оценке конфликта, Абай „выкладывает" свою систему опровержений и доказательств, апеллируя к разуму и взывая к чувству справедливости.

В Речи Абая последние две „части речи" - воззвание и заключение - сливаются воедино, это обращение Абая к уму (логосу) слушателей, обогащённому эмоциями сердца. Оно настолько сильное, что толпа замерла в гробовом молчании: ни среди кереев, ни среди сыбан-цев не было обычных в таких ситуациях возгласов согласия или неприятия приговора, даже тобыктинцы, наблюдавшие за разбором со стороны, не проронили ни звука...

„Даю самостоятельный риторический анализ.

следуя образцу..."

Цель упражнения - „собрать" воедино все риторические операции: изобретение мыслей, расположение мыслей, украшение мыслей в анализе политической речи.

Задание: провести полный риторический анализ стихотворения А.С. Пушкина „Клеветникам России", следуя той схеме, по которой (в несколько приёмов в соответствии с учебными целями) анализировалась Речь Абая.

Примечание: При выполнении операции - анализ ситуации, в которой создавалась эта речь - полезно познакомиться с комментариями литературоведов к авторскому тексту, с письмами самого А.С. Пушкина, адресованными друзьям в этот период, с дневниковыми записями, другими стихотворениями на эту тему.

По жанру стихотворение „Клеветникам России" является отповедью врагу, противнику. Попробуйте охарактеризовать жанрообразующие факторы этого стихотворения как относящегося к жанру „отповеди врагу":

•    содержание произведения (тематика, проблематика);

•    способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев;


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒