•    отношение автора к изображаемому;

•    изобразительно-выразительные средства;

•    стилевая манера (сравним комплимент и оду, комедию и трагедию);

•    пафос произведения;

•    характер конфликтов и их развитие в сюжете.

Целесообразно1 провести в микрогруппах полный риторический анализ нескольких речевых связных высказываний по одной и той же проблеме, желательно в разных жанрах2.

ГОТОВИМСЯ К КОНКУРСУ ОРАТОРОВ

„Слово о..."

Цель упражнения: Осознать понятие „жанр", научиться произносить торжественные публичные речи в жанре „Слово о ..."

В дни празднеств, юбилейных торжеств принято произносить „Слово о ...“, отдавая дань уважения великому человеку. Жанр этого речевого произведения трудный, сложный: нельзя в общем потоке словоизлияний напустить словесного тумана и тем самым вызвать в слушателях скуку и утрату интереса к тому человеку, ради которого публика и собралась. К сожалению, такое явление наблюдалось при праздновании юбилеев известных деятелей культуры, науки, политики и т.п., такое видим и в юбилейных торжествах, посвящённых Абаю.

Воспитывая людей новой ориентации в стенах особого учебного заведения — лицея, мы решили, что его выпускникам в числе других умений необходимо на учиться произносить торжественные публичные речи, которые бы волновали чувства и будили мысли слушающих.

Система работы складывается из следующих этапов:

•    риторический анализ текста-образца „Слово о и выявление типологических особенностей жанра „Слово о

•    самостоятельная работа по сбору материала „Слово о (например, „Слово об Абае“);

•    работа над замыслом „Слова о в малых творческих группах;

•    конкурс на лучшее „Слово о

Жанр „Слова о определяется в справочниках как тип античной, византийской и древнерусской письменности и ораторской прозы. В античной литературе так обычно называлась любая публичная речь. В византийской традиции „Словом" стали обозначать речь преимущественно торжественную, эпидейктическую.

В христианской литературе, тесно связанной с богослужебной практикой, жанр „Слова" достиг расцвета в

IV веке в творчестве мастеров греческой ораторской прозы, особенно Иоанна Златоуста, произведения которого стали образцами жанра в странах православного мира.

По традиции, установившейся ещё в античной риторике, „Слово" слагается из эффектного вступления, основной мысли, нередко повествовательного характера, и заключения - „похвалы".

Термин „Слово" в древнерусской литературе широко применялся к произведениям разных жанров; но преимущественно им обозначались произведения, имитирующие обращение к кому-либо („Слово Даниила Заточника"). „Словом" называли также повествования воинские („Слово о полку Игореве").

Наибольшую жанровую определённость термин „Слово" получил в сочинениях церковно-учительского и торжественно-эпидейктического красноречия, опиравшихся на византийскую традицию; для них характерна витийственность, украшенность, ритмическая организация речи1.

Хотя жанр — явление типологическое, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений, однако и в жанре со временем происходят изменения. Не найдя в современных словарях литературоведческих терминов определения понятия „Слово о ...“ применительно к жанру современной торжественной речи, мы решили, основываясь на жанрообразующих факторах1, наблюдениях над образцами торжественных речей, составить модель „Слова о ...“. Жанрообразующими факторами являются:


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒