•    содержание произведения (тематика, проблематика);

•    способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев;

•    отношение автора к изображаемому;

•    способы и приёмы изображения, изобразительновыразительные средства;

•    стилевая манера (сравним дружеское или любовное послание и оду, эпиграмму и элегию, драму и комедию);

•    пафос произведения;

•    характер конфликтов и их развитие в сюжете.

На 1 этапе ученики выполняют объёмную домашнюю работу „Слово о Пушкине" по тексту Ф.М. Достоевского и следующему рекомендательному списку литературы:

Достоевский Ф.М. Пушкин // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10 - М.: Гослитиздат, 1958. С. 442-459.

Гроссман JI. Достоевский - М.: Молодая гвардия, 1965. С.577-525.

Селезнёв Ю. Достоевский - М.: Молодая гвардия, 1985.

С. 517-525.

Фёдор Михайлович Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. - М.: Просвещение, 1972. С. 374-385.

Задание: изучить рекомендованную литературу и дать полный риторический анализ Речи о Пушкине.

Риторический анализ Речи о Пушкине Ф.М. Достоевского можно представить в следующем виде.

Анализ ситуации. Речь о Пушкине была произнесена Ф.М. Достоевским в связи с большим литературнообщественным событием 1880 года - открытием памятника А.С. Пушкину в Москве на торжественном заседании Общества любителей российской словесности, а затем опубликована в „Дневнике писателя".

Общественно-политическая жизнь 70-80-ых годов представляла собой арену беспощадной борьбы различных направлений: либералов и монархистов, революционных народников, социалистов, представителей чистого искусства, славянофилов. Насколько разнородна была по взаимоотношениям публика на пушкинских торжествах, можно судить по двум эпизодам.

На думском обеде в залах Дворянского собрания произошёл инцидент, вызвавший живейшее внимание печати. Лидер крайних правых Н. Катков произнёс речь о примирении всех враждующих общественных групп „под сенью памятника Пушкину". Ни одна рука не протянулась к поднятому им бокалу. Тургенев демонстративно опустил ладонь на свой стакан. „Голос" писал: „Тяжёлое впечатление производит человек, переживший „свою" казнь и думающий затрапезной речью искупить предательство двадцати лет..."

Празднества доставляли устроителям немало хлопот и деликатного, как выражались, свойства: то раздавалось шиканье либеральной публики в адрес Каткова, что грозило испортить светлый праздник, то уследи, чтоб не встретились и не поругались при публике не выносящие один другого Тургенев и Достоевский -позаботиться об этом поручили лично Григоровичу. Но встреча всё-таки состоялась: Григорович постарался увести Ивана Сергеевича куда-нибудь подальше, и вдруг оба натолкнулись на Фёдора Михайловича, который, правда, тут же отвернулся, приняв вид, будто его что-то чрезвычайно заинтересовало за окном.

- Пойдём, пойдём, - чуть не силой потащил Григорович Ивана Сергеевича в другую залу, - я покажу там тебе одну замечательную статую.... - Ну, если такую же, как эту, - Достоевский увидел, как Тургенев тыкает в него пальцем, - то, пожалуйста, уволь... - Фёдор Михайлович смолчал.

Достоевский не разделял полностью взглядов и убеждений ни одного из направлений общественной мысли, постоянно выдерживал удары и справа, и слева. Нападки на Ф.М. Достоевского особенно участились после того, как он издал роман „Бесы“ и взял на себя обязанности редактора журнала „Гражданин".

Анализ потребности автора. Ещё за несколько месяцев до этого праздника Достоевский высказал мысль о необходимости „серьёзной статьи" о поэте в печати. Он даже „мечтал сказать о нём несколько слов в виде речи" в Москве (как вскоре сообщал в одном из своих писем). Узнав об этом, председатель Общества любителей российской словесности и редактор „Русской мысли" С.А. Юрьев обратился 5 апреля 1880 г. к Достоевскому с предложением выступить с такой речью на юбилейном собрании в Москве и напечатать её в виде статьи в его журнале.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒