Этой речи „в память величайшего нашего поэта и великого русского человека" Достоевский придавал особое значение. Он оставляет Петербург, где ему не дают возможности сосредоточиться, и уезжает в Старую Руссу, где усиленно работает над „Словом о Пушкине". Сохранившиеся черновики речи, обилие вариантов, дополнительные фрагменты и изменения свидетельствуют о громадном труде художника, собирающего в одно сжатое и ударное целое всё своё учение о значении художественного гения для будущих судеб человечества.

Духовные ценности, „выкладываемые" автором в Речи о Пушкине: Пушкин и его творчество, русский народ („Нам всего ожидать от народа: он только даст нам лучших людей. Но для этого нужны условия, при которых мог бы дать народ лучших людей"), жгучая тоска по всемирному общечеловеческому союзу.

Концепция Достоевского, великого гуманиста, мечтавшего ещё в 40-ые годы, будучи петрашевцем, о социализме как братстве всех людей, согласии, вере в общечеловеческие ценности, вырастала из того потрясения, которое переживал писатель, наблюдая процессы, происходившие в России в 60-ые годы, чувствуя и понимая несоответствие своих идеалов всему тому, что он видел в своём отечестве. Достоевский не принимал взглядов ни либералов, ни социалистов прежде всего из-за их атеистичности (Достоевский связывает социализм с европейским католицизмом, отрицающим православную христианскую религию), мысль о том, что мир можно перестроить самим, без Бога. При этом Бог принимается не как вне нас обитающее существо, обладающее сверхразумом, а как внутри нас находящиеся выработанные христианством, как считает Достоевский, нравственные основы человечества. В социализме опора на разум, а не на нравственность. Для Достоевского разум не может отразить всю гамму отношений между людьми. Писатель сомневается в разумности самого разума социалистов (они мыслью не орлы). Человек уподобляется машине. Это унижает личность человека, снимает с него нравственную ответственность за деяния свои и чужие.

Достоевский с болью писал, что Петербург (имея в виду интеллигенцию петербургскую) должен прорубить окно не в Европу (имея в виду европейских социалистов), а в Россию, где „море-океан“ [народ. - Д.В.] живёт своеобразно, с каждым поколением всё более и более духовно отделяясь от Петербурга... и уже столь многое народом понято и осмыслено, что петербургские люди и не поверили бы... Но, чтоб избегнуть великих и грядущих недоразумений, о, как бы желательно было, чтобы Петербург, хотя бы в лучших представителях своих, сбавил хоть капельку и высокомерия во взгляде своём на Россию..."

Достоевский понимал, что русское общество больно, язвы его он обнаружил в своих романах, но первый корень, который надо оздоровить, — это народ, потому что даже и он духовно болен: не смертельно, но болен, хотя главная, мощная сердцевина его души здорова, но всё-таки болезнь жестока. Имя этой болезни - жажда правды, но - неутолённая. Ищет народ правды и выхода к ней непрерывно и всё не находит. И тут в помощь этим поискам, неутолённости их - „бесшабашное пьянство", пьяное море как бы разлилось по России.

Позиция Достоевского - гуманиста, критика-конструктивиста, реалиста, оптимиста, пропагандиста своих идей.

Ключевое понятие его речи

Характеристика адресата речи. Аудитория зала Благородного собрания, где выступал с речью 8 июня Достоевский, была заполнена представителями общественности, писателями, учёными, почётными гостями. В первом ряду - Пушкины: сыновья поэта Александр Александрович и Григорий Александрович, дочери: графиня Наталия Александровна Меренберг и вдова генерала Гартунга - Мария Александровна. Рядом - князь В.А. Долгоруков, московский генерал-губернатор и другие представители дворянства. Здесь же лучшие представители искусства: П.И. Чайковский, братья Рубинштейны, П.М. Третьяков, позты А. Майков, Плещеев, Полонский, Фет, писатели Тургенев, Григорович, Иван Аксаков, Писемский, Островский, Мельников-Печерский, критики, издатели журналов.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒