I вариант. Упражнение выполняется в течение 15-20 минут в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попро буйте одновременно читать книгу и „краем глаза" смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через сколько минут вы почувствуете себя утомлённым? Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали, и восстановить виденное на экране. По мере того, как часто вы будете практиковать упражнения, с каждым разом вы будете эффективнее переключать своё внимание.

II вариант. Займитесь счётом (арифметическими действиями с цифрами), затем через 3-4 минуты после начала счёта, без перехода, сразу же начните читать сложный газетный текст в течение 5-7 минут. Остановитесь. Посмотрите, сколько ошибок вы сделали при подсчётах, а также попробуйте как можно полнее и детальнее воспроизвести прочитанный текст.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Упражнения помогают научиться получать нужный результат, действуя нестандартно в стандартной ситуации.

Женщина спортивного типа, молодая, энергичная получила в банке ссуду — очень крупную сумму. Дело было в сумерках, провожатого при ней не было, банк был расположен за сквером, выходящим на оживлённую улицу. Женщина рискнула выйти из банка и перебежать сквер. Деньги находились в женской сумке на длинном ремне, перекинутом через плечо. В середине сквера у фонтана, когда до тротуара оставалось метров сто, женщину настиг грабитель и схватил сумочку, прижатую плотно локтем к телу. Женщина подняла руки и... совсем неожиданно для грабителя стала поправлять ему шарф на шее, ласково приговаривая: „Милый, да ты ведь простудишься!..." Мужчина схватился обеими руками за свой шарф, а женщина мгновенно бросилась в сторону к улице, вклинилась между двумя совершенно незнакомыми мужчинами, схватила их под руки, воскликнув: „Володя! Олег! Где вы пропали! Я так долго вас ждала!" - и ушла вместе с ними...

Именно на этом принципе основана система упражнений, предложенная Е.Н. Келасьевым в статье „Некоторые подходы к развитию гибкости мышления"1. Автором предлагается целостная система приемов по развитию гибкости мышления:

1.    Изменение привычных временных связей:

1.1.    Приём отчленения одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т.д. и описать, что это значит — „выстрел").

1.2.    Приём замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром — молния).

1.3.    Приём резкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).

1.4.    Приём перемещения вдоль временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор — его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).

2.    Изменение привычных пространственных связей:

2.1.    Приём замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль — на/под — дорога — надо описать).

2.2.    Приём совмещения различных объектов, обычно разъединённых в пространстве (травинка — авторучка, ягода — картина и пр.).

2.3.    Приём разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).

3.    Изменение привычных связей общности:


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒