Публика была разнообразная, но преобладали, учитывая ситуацию, конфликтно настроенные слушатели, хотя были и соглашатели. Тут же присутствовали лица (славянофилы, западники и др.), которые были выбраны Достоевским в качестве „чучела оппонента".

Формулировка задачи высказывания - убедить слушателей в том, что Пушкин - явление чрезвычайное, уникальное, а главное - пророческое и указующее.

Формулировка сверхзадачи высказывания - вызвать у слушателей потребность сердцем понять и принять пророческую душу Пушкина, внять его тайне, пересмотреть свою позицию по отношению к народу, объединить свои усилия и потрудиться на родной ниве.

Сверхзадача его в момент произнесения речи была реализована: несколько мгновений зал пребывал ещё в каком-то онемении, которое прорвалось вдруг столь бурно, что вряд ли когда прежде Благородное собрание видело что-либо подобное.

- Пророк! Пророк! - раздавались крики. Славянофил Иван Аксаков и западник Тургенев бросились целовать Достоевского. В зале творилось невообразимое: люди плакали, обнимались, кто-то упал в обморок, словно, пусть на мгновение, но всё злое, недоброе, разделяющее людей, отпало вдруг, как скорлупа, и они обрадовались себе, новым, забытым, но мучившимся всегда в этой проклятой скорлупе и теперь ликующим от возможности быть самими собой.

Однако после опубликования своей „Речи о Пушкине" в отдельном выпуске „Дневника писателя" Достоевский испытал целый шквал нападок, Иронии, почти откровенной брани. Газеты печатали отчёты о торжествах, безбожно перевирая суть его выступления и ещё более безбожно толкуя его. Только у подножия памятника Пушкину лежал лавровый венок, которым Достоевский был, по общему решению присутствующих на торжествах, увенчан за свою речь и который он ночью привёз к Тверскому Пушкину.

Тезис высказывания — Пушкин есть пророчество и указание: его пророчество о том, что именно русскому народу принадлежит удел силой братского стремления соединить всех людей мира, его указание о том, что только смирив свою гордыню перед народным трудом и правдой, потрудившись на народной ниве, можно спасти наше общество.

Композиция речи - спиральная (концептуальная): „выложив" сразу тезис, Достоевский постепенно раскручивает его, углубляет, аргументирует, развивает и в конце речи ещё раз повторяет его, „укладывает" в сознание слушателей.

Жанр „Слова о...“ выдержан полностью:

•    содержание „Речи о Пушкине" — программное произведение Достоевского, изложение видения выхода из тупика, куда зашло русское общество 70-80-ых годов;

•    речь очень компактная, ударная, ёмкая, но охватывающая все стороны современной общественной и литературной жизни не только в России, но и в Европе;

•    личность автора, его самобытность, его боль и надежда произвели на слушателей наибольшее впечатление и вызвали бурю страстей;

•    в тексте „Речи о Пушкине" не очень много тропов („не мечом приобретённая", „несчастный скиталец на родной земле", „исторический русский страдалец", „бездомное скитальчество", „гордый человек", „родная нива", „в сердце своей родины", „Татьяна твёрдо стоит на своей почве", „есть нечто твёрдое и незыблемое, на что опирается душа", „способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом", „указать исход европейской тоске в своей русской душе" и др.) и фигур (инверсия, градация, риторические вопросы, антитеза и др.). Но главная сила „Речи" Достоевского — в его убеждённости. Современники по этому поводу вспоминали:


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒