„Тому, кто слышал его известную речь в этот день, конечно, с полной ясностью представилось, какой громадной силой и влиянием может обладать человеческое слово, когда оно сказано с горячей искренностью среди назревшего настроения слушателей". (А.Ф. Кони1)

Самостоятельная работа по сбору материала к „Слову об Абае“ осуществляется учащимися в библиотеке, результатом их деятельности станет денотатный граф „Абай в представлении его биографов, писателей, поэтов, литературоведов, этнографов".

Материал, собранный учащимися, позволяет произвести его обсуждение в малых творческих группах и создать замысел предстоящей речи (каждая группа готовит свой вариант „Слова об Абае“ или о каком-либо другом крупном деятеле культуры, искусства).

Критерии конкурса ораторов.

1.    Глубина основной мысли:

1.1.    основная мысль носит концептуальный характер и отличается новизной и оригинальностью — 10 баллов;

1.2.    основная мысль носит концептуальный характер, но не отличается новизной и оригинальностью - 8 баллов;

1.3.    основная мысль общеизвестна, стереотипна, но в ней есть интересные повороты — 3 балла;

1.4.    основная мысль стереотипна, общеизвестна -

1 балл.

2.    Личностный аспект:

2.1.    выступающий ярко „выкладывает11 свои духовные ценности - 5 баллов;

2.2.    выступающий ярко показывает этос поэта -

5 баллов;

2.3.    выступающий демонстрирует адресность своего высказывания - 5 баллов.

3.    Пафосность высказывания:

3.1.    наличие ярких, нестандартных поэтических образов - метафор, сравнений, парабол и др.; за каждый троп - 1 балл;

3.2.    наличие поэтических синтаксических конструкций - градаций, синтаксического параллелизма, риторических вопросов, инверсий и др.; за каждую фигуру - 1 балл;

3.3.    наличие ярких, нестандартных эпитетов; за каждый — 1 балл;

3.4.    умение варьировать силу и тембральную окраску голоса - 2 балла;

3.5. наличие сильного эмоционального начала и сильного логического конца - по 2 балла.

Экспертная группа на конкурсе ораторов состоит из преподавателей русской литературы, казахского языка и учеников (по одному человеку из каждой творческой группы); каждый из членов жюри отслеживает мастерство ораторов по одному-двум критериям и после каждого выступления анализирует свой аспект оценки и выносит на доску количество баллов; каждый из присутствующих имеет право вступить в дискуссию при анализе и оценке деятельности конкурсантов.

„Пишу, пишу реферат по научной проблеме..."

Цель упражнения - научиться работать в жанре реферата по научной проблеме.

Проблемная ситуация — пользуясь справочной литературой, дайте определение жанру „реферат", назовите виды рефератов, укажите, по какому признаку (основанию деления) выделяются виды рефератов.

Подготовительный этап. Познакомьтесь со структурой реферата - языковыми клише научного стиля и дайте анализ двух рефератов с точки зрения соответствия их данной схеме.

Примечание: каждая микрогруппа получает два варианта оригиналов студенческих рефератов: один - близкий к образцу, другой - со значительными отклонениями от схемы.

Смысловой компонент жанра

Клише научного стиля

Актуальность проблемы (темы), которой посвящён обзор

В современной (какой) науке особенную остроту приобретает тема (какая); актуальна проблема (чего); внимание учёных (критиков, искусствоведов и т.д.) привлекают вопросы (чего).

Перечисление работ, посвящённых проблеме (теме)

Существует обширная литература, посвящённая данной теме. Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии). Эта проблема рассматривается в следующих работах.

Продолжение табл.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒