Смысловой компонент жанра

Клише научного стиля

Описание основных подходов

Среди учёных, занимающихся проблемой (какой), нет единой концепции (чего). Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Существуют три (две) основных точки зрения на проблему. Первый подход реализован в работах (чьих), в основе второго подхода лежит концепция (какая), третий подход состоит в том, что... В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ, направлений, точек зрения.

Изложение сущности различных точек зрения

Одна из точек зрения принадлежит (кому) и заключается (в чём). Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает (что). Этой точки зрения придерживается (кто). Третий подход представлен в работах (чьих) и сводится (к чему). Автор (кто) считает (что), автор выдвигает положение, концепцию, теорию (какую), как считает (кто), по мнению (кого), с точки зрения (кого).

Сущность (суть), основное положение (чего) состоит, заключается (в чём), сводится (к чему). Согласно теории, концепции, трактовке (чего), согласно точке зрения (чьей), согласно мнению (кого, о чём)...

Сравнение точек зрения

Сходство. Автор высказывает мнение, сходное с мнением (кого), придерживается тех же взглядов, что и (кто); позиция автора близка взглядам (кого); автор опирается на концепцию (какую, чью); автор является представителем школы (какой); автор разделяет мнение (кого) по вопросу...

(Что) объединяет (кого с кем) во взглядах (на что); (кто) по своей позиции близок (кому); (кто) так же, как и (кто), утверждает (что). Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу (какому).

Различие. Точка зрения (кого) коренным образом отличается от взглядов (кого на что); значительно/незначительно, принципиально отличается (от чего). (Что) диаметрально противоположно (чему). (Что) отличается (от чего) тем, что... Если (кто) утверждает (что), то (кто) считает, что...

Продолжение табл.

Смысловой компонент жанра

Клише научного стиля

Отношение к рассматриваемым точкам зрения

Согласие/несогласие. Трудно согласиться (с чем). Трудно принять точку зрения (какую). Нельзя принять утверждение (кого о чём), потому что... Можно согласиться (с чем).

Оценка. Данная точка зрения оригинальна, интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы (чего). Нельзя не отметить достоинство (чего в чём).

Мотивированный выбор точки зрения

Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения (кого). Таким образом, можно остановиться (на чём), так как... Мы принимаем точку зрения (кого), исходя из следующих соображений... Мы считаем наиболее убедительными аргументы (кого). Неоспоримость доводов (кого) заключается в том, что... Описание результатов экспериментов (кого) представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения (кого).

Игровой этап. Каждая группа, используя рабочие материалы, составленные при работе над риторическим анализом статей на тему „интеллигенция и культура" коллективно разрабатывает диалектический денотат-ныи граф „Интеллигенция и государство"1 и пишет реферат на заданную тему.

Обсуждение результатов работы ведётся в форме деловой игры

„Взаимооценка"

Каждый участник игры получает бланк оценки следующего содержания:

Фамилия, имя_

Тема реферата_

Цель написания реферата

Критерии оценки

Номера групп

Итог

1. Данный текст полностью соответствует жанрообразующим факторам научного реферата:

-    по содержанию представляет обзор нескольких солидных научных источников по актуальной научной проблеме;

-    состоит из всех смысловых компонентов (см. таблицу, стр. 374), присущих реферату как жанру;

-    отражает научную позицию автора реферата;

-    отличается точностью употребления слов и логичностью изложения (интеллектуальной экспрессивностью)

-    содержит тезис и контртезис (несколько контртезисов) и систему аргументов и опровержений к ним;

-    пафос жанра - в анализе (ответы на вопросы зачем? что? как? почему?) разных точек зрения и дискус-сионности;

-    характер конфликта - поиск научной истины.

2. Данный текст включает первые пять жанрообразующих факторов.

3. Данный текст включает первые четыре жанрообразующих фактора.

4. Данный текст включает первые два жанрообразующих фактора.

5. Данный текст включает только первый жанрообразующий фактор.

Каждая группа передаёт по кругу (по часовой стрелке) текст своего реферата на экспертизу другим груп пам. Прочитав и обсудив данный текст, группа выра жает свою оценку реферата, ставя палочку в соответствии с критерием, который является адекватным содержанию оцениваемого текста (по горизонтали) и номером своей группы (по вертикали).


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒