Доклады оцениваются жюри, состоящим из преподавателей. Работа ведётся в секциях в соответствии с тематикой представленных докладов (например, истории, филологии, естественно-математических наук, мировой художественной культуры и др.).

Критерии оценки докладов.

I. Уметь найти актуальную проблему, представляющую интерес в плане научной новизны. Доклад носит характер:

-    самостоятельного исследования - 10 баллов;

-    дискуссионный - 8 баллов;

-    информационно-пропагандистский реферат - 4 балла;

-    реферат-обзор - 2 балла.

П. Умение сформулировать тему доклада:

-    название-копцепт — 10 баллов;

-    название-проблема — 8 баллов;

-    название-реклама реферата-обзора — 6 баллов;

-    название-тезис реферата-обзора - 2 балла.

HI. Умение достаточно глубоко раскрыть тему:

-    глубокое и доказательное раскрытие темы, имеющей концептуальный характер, — 10 баллов;

-    составление реферата-обзора со всеми его жанрообразующими факторами — 6 баллов;

-    пересказ 2-3 научных источников — 2 балла.

IV. Техника исполнения доклада (по 2 балла за каждое риторическое умение):

-    реализация задачи высказывания;

-    умение „держать тезис" и разворачивать его в соответствии с рамками жанра доклада;

-    умение использовать систему аргументации;

-    умение чётко обозначить свою позицию;

-    умение проявлять адресность высказывания и держать контакт с аудиторией;

-    умение демонстрировать интеллектуал ную экспрессивность;

-    умение выбрать оптимальный вариант композиции, продумывать реализацию „законов края";

-    умение вести подготовленную импровизацию;

-    правильность речи.

Олимпиада как сложный речевой жанр требует, кроме выступления учеников с докладами и их анализа членами жюри, проведения заключительного этапа — рефлексии и награждения победителей призами, а всех остальных — памятными подарками.

Контрольное задание

Подготовьте письменное заявление по всей форме данного жанра с изложением своей просьбы и аргументации к ней, а также проект приказа, соответствующий положительному решению вашей просьбы, указав мотивировку этого приказа, отвечающую интересам учреждения, возглавляемого вашим шефом, или соответствующую одному из недавно принятых приказов, положений, указов, распоряжений.

Рабочая программа курса „Риторика" (280 часов)

Блок

Планируемый результат

Тезаурус

Источник теоретической информации*

I. Риторика как учебный предмет

-    Знания учащихся о риторике как науке, искусстве, учебном предмете, истории ее развития; осознание места этого предмета в системе саморазвития как личности;

-    появление потребности заниматься этим предметом;

-    осознание общения как социальной потребности в своей жизни;

-    осознание необходимости знать правила продуктивного общения.

-    риторика,

-    классическая риторика,

-    неориторика (современная риторика),

-    мыслеречедеятельность,

-    общение.

1; 2 (стр. 5-45); 3 (стр. 9-45); 5; 19; 27; 32; 33 (стр, 5-17, 209-233); 39; 40; 41; 42; 47; 59; 60; 61 (стр. 4-47); 63; 70; 74; 75; 78 (стр. 3-22); 79 (стр. 3-16), 80 (стр. 6-76); 83; 84; 99; 113 (стр. 5-58); 116; 117; 119 (стр. 3-19); 122; 132; 133; 134; 141; 143; 159; 168; 171; 173; 174; 179; 182; 190; 199; 205; 208; 219; 220 (стр.4-11); 237; 240 (стр. 7-52).

II. Человек в зеркале общения

-    Осознание роли этоса в общении людей;

-    осознание и фиксация своих речемыслительных способностей;

-    усиление положительной мотивации к изучению риторики;

-    умение понимать „язык жестов";

-    умение держать „контакт глаз" при общении.

-    зтос>

-    экстраверт/интраверт,

-    аудиторный шок,

-    гибкость мышления,

-    суггестивность,

-    лабильность,

-    ассертивность,

-    толерантность,

-    открытость,

-    стиль общения,

2 (стр. 58-65,142-148,167-168.179-180, 192-196); 3; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 29; 30; 33; 34 (стр. 5-25, 149-157); 45; 46 (стр. 81-88); 51; 53; 69; 81; 88 (стр. 18-49); 89; 90; 91; 96; 97; 98; 107; 108; 120; 128; 131; 151 (стр. 99-111); 163; 166; 169; 171; 173; 181; 189; 192; 197; 198; 202 (стр. 277, 439, 467, 480); 205 (стр. 18-20); 207 (стр. 100-108); 209; 212; 215 (стр. 7-18); 218; 220 (стр.

*См. список рекомендуемой литературы; далее первая цифра в шифре означает номер произведения в списке, цифры в скобках указывают страницы названного произведения, относящиеся к теме блока.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒