_ /

АНТИТЕЗА [от греч. antithesis противоположение] - стилистическая фигура контраста, состоящая в сопоставлении или противопоставлении резко контрастных или противоположных понятий и образов, напр.: „Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная..." (Некрасов). [XII]

0    __

АРГУМЕНТ [лат. argumentumj - основание, довод, приводимые для доказательства тезиса.

Аргумент отвечает на вопрос: „Чем надо доказывать тезис?" В логике традиционно различают следующие виды аргументов: факт, определение, аксиома, ранее доказанное положение, закон науки.

В процессе доказательства всегда следует помнить правила о том, что аргументы должны быть: а) истинными суждениями; б) доказаны самостоятельно, независимо от тезиса; в) достаточными для тезиса.

При несоблюдении этих правил возникают логические ошибки: „ложность оснований" (основное заблуждение) — возникает тогда, когда в качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, выдаваемые за истинные. В качестве иллюстрации можно привести эпизод сдачи экзамена по географии из книги JI. Лагина „Старик Хоттабыч" (см. стр. 233);

„предвосхищение оснований" возникает тогда, когда в качестве аргумента используется положение, которое хотя и не является заведомо ложным, но само нуждается в доказательстве;

„порочный круг" (круг в доказательстве) возникает при стремлении тезис обосновывать аргументами, аргументы обосновывать этим же тезисом. Примером может служить диалог Маленького принца с пьяницей в повести А. де Сент-Экзюпери (см. стр. 236). Пьяница объясняет, что пьет он потому, что ему совестно, а совестно ему потому, что он пьет. Мысль оказалась в заколдованном круге. [X]

Способ демонстрации аргумента см. Способ

АССЕРТИВНОСТЬ [ от лат. assero претендовать] -способ поведения, при котором человек знает, чего он хочет и чего не хочет (по крайней мере, в данной конкретной ситуации), и может это четко сформулировать (без страха, неуверенности, напряжения, иронии, сарказма и др. форм нападения на противоположную сторону); не действует в ущерб кому-л., уважая права других людей, но и не позволяя „вить из себя веревки"; желаемой цели добивается, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-л. иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа; умеет склонить других к оказанию помощи или любезности; при столкновении интересов способен договориться и найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны. [II]

АУДИТОРНЫЙ ШОК (сценический страх) — состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате которого люди испытывают затруднения в исполнении речи.

По сравнению с речью в обычных условиях 1) возрастает количество и длительность пауз (так наз. паузы нерешительности). Внешне такое поведение выглядит как если бы говорящий не знал, что ему говорить: речь часто начинается с „гм“, „кх“, „ну“; в середине фразы нередки бессмысленные повторы, а также поисковые слова типа „это", „такой", „в общем" и т.п.; часты заполнители молчания - „видите ли", „знаете ли", „вот", „ну"; 2) происходит снижение словарного разнообразия; словарь беден: говорящий употребляет главным образом те слова, которые наиболее характерны для его повседневной лексики; 3) напряженная речь характе ризуется грамматической незавершенностью: „Так, о чем эта инструкция? Ну, в общем... охрана труда. Как вы знаете, проблема не из последних"; 4) дрожат руки и ноги, появляется желание ухватиться за что-л.; 5) из-за сокращения (а иногда даже спазма) челюстной и шейно-плечевой мускулатуры затрудняется речь: артикуляция (дикция) становится неотчетливой, а голос звучит непривычно высоко, пронзительно; 6) во рту пересыхает (нарушается нормальное слюновыделение), приходится все время „глотать", что тоже не способствует говорению, на лбу выступает пот; 7) возникают непроизвольные, бессознательные движения (так наз. „манеризмы", у каждого свои: кто покачивается с носков на пятки, кто предпочитает сунуть руку в карман и звенеть мелочью, кто поправляет волосы или почесывается). [II]


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒