Вербализация см. Слушание

„ВЕС“ - показатель эмоционального настроя и физического самочувствия человека. Различаются: „т я -же л ы й вес" - весь облик человека затяжелен, как будто у него на плечах невидимая тяжесть, которая сгибает его плечи, делает походку и жесты тяжеловесными; причиной такого состояния может быть какое-л. несчастье, крупные неприятности, сильная физическая боль; „легкий в е с“ - у человека прекрасное настроение, его походка легка, жесты свободные, на лице играет улыбка. Однако в сочетании с повышенной мобилизацией „легкий вес" может раздражать окружающих некоторой чрезмерностью психической и физической напряженности; „вес с достоинством" -уважение к себе, осознание некой своей значимости для окружающих, предвкушение плодотворного контакта, получение конструктивного удовольствия от этого. [II]

Р

ВЫСКАЗЫВАНИЕ - единица сообщения, обладающая смысловой целостностью и могущая быть воспринятой слушающим в данных условиях языкового общения.

Замысел высказывания - план действий, планируемый результат в деятельности.

Процесс создания высказывания можно представить таким обюазом:

См. также статьи Ситуация, Потребность, Духовные ценности, Позиция.

Ключевое понятие высказывания - предмет высказывания. Название ключевого понятия выносится в заголовок высказывания — тему.

Задача высказывания - конкретная ближайшая цель, которой высказывающийся намеревается достигнуть при общении: оставить в памяти людей определенную информацию, добиться, чтобы, глубоко осмыслив, слушатели поняли ее роль и место в мировоззрении; доказать необходимость использования этих знаний для перестройки деятельности в нужном направлении.

Сверхзадача высказывания - „сквозное действие" (по выражению К.С. Станиславского), которое проходит красной нитью (очень часто скрыто, подспудно) через одно, иногда серию выступлений. Решается, главным образом, методом и приемами убеждения с использованием различных средств, воздействующих на чувства, подсознание слушателей.

Характеристика адресата речи (высказывания) -риторическая операция, ориентирующая автора высказывания на результативность, на принятие его идеи слушателем, который способен принять идею, если она адресована ему и радикальна, т. е. затрагивает его лич-ностно.

В характеристике адресата важны: а) предрасположенность слушателей к общению, наличие потребности к общению (можно определить по позам, мимике, жестам); б) подготовленность воспринимать и осмысливать материал, т.е. понимать его (наличие определенной информационной и интеллектуальной базы для восприятия новой информации); в) отношение к предлагаемым проблемам, оратору и общению в целом.

По существующей в социальной психологии шкале уровней понимания выделяются следующие уровни:

1.    „О чем?“ - слушатель имеет очень смутное представление о предмете, видит его только в самых общих чертах. Чаще всего он получает после общения только название предмета и представление в целом;

2.    „О чем? + что?" - слушатель проникает в содержание предмета, может пересказать своими словами содержание услышанного, но своей позиции пока не имеет;

3.    „О чем? + что? + как?" — слушатель пропускает новую информацию через себя, вырабатывая собственную позицию относительно предмета обсуждения;

4.    „О чем? + что? + как? + зачем?" - слушатель „присвоил" информацию, вышел на уровень применения получаемых знаний о предмете, проецируя их на свою деятельность, опыт.

С точки зрения социальной психологии по типу отношений к автору высказывания различают следующие группы: конструктивная — слушатели выражают полное понимание, сочувствие, интерес, желание взаимодействовать, готовы искать решения, вносить конструктивные предложения; конфликтна я — слушатели могут открыто или скрытно противодействовать автору по разным причинам (находятся в конфронтации к автору высказывания по идейным или научным позициям, „ворчуны" по типу характера, самоутверждаются за счет говорящего и др.); соглашательская- слушатели, не имеющие по обсуждаемому вопросу своего мнения и не обладающие достаточной компетентностью для его выработки, принимают любую точку зрения, если она убедительно изложена; инфантильная - те, кого вообще не интересует ничего, что не касается их личных маленьких забот и узкого круга бытовых проблем, нередко агрессивно „заряженные" ко всему, что не вписывается в их ожидания. [VII]


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒