Гибкость мышления см. Мышление

ГИПЁРБОЛА [от греч. hyperbole преувеличение] -вид тропа, образное выражение, состоящее в преувеличении каких-л. свойств, размеров, силы и т.п. изображаемого предмета, явления, напр.: „Мою любовь, широкую как море, Вместить не могут жизни берега" (А.К.Толстой). Обратная гипербола - литота. [XII]

ГОЛОС (речевой голос) - звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении, смехе и отличающиеся высотой, характером звучания и т.п.

Высота голоса - физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой импульсов, полученных из головного мозга. Различают: высокий речевой голос, в котором преимущественно развито головное звучание со слабо выраженным грудным звучанием; низкий речевой голос, в котором преимущественно развито грудное звучание со слабо выраженным головным звучанием; средний речевой голос с хорошо развитым и головным, и грудным звучанием.

Характеризуется:

1) активным дыханием, т.к. оно является энергетической базой голоса (важно уметь незаметно добирать новую порцию воздуха про запас); 2) „сфокусированным на губах" организованным дыханием (воздух единой струей должен идти в нужном направлении); 3) активной работой резонаторов, усиливающих звук.

Высота голоса определяется не только по слуховым впечатлениям (низкий, высокий), но и на основании испытываемых вибрационных ощущений: если человек говорит высоким голосом (звук идет в верхние резонаторы — лицевые пазухи, черепную коробку), то ощущается дрожание в области носа (что можно проверить, поднеся ладонь к кончику носа: чувствуется лег кое дрожание); если человек говорит низким голосом, то дрожание ощущается в области грудной клетки, что можно обнаружить, приложив руку ладонью к груди.

Если от природы человек имеет низкий, глубокий голос, необходимо стремиться максимально использовать верхний резонатор; если голос высокий, кажущийся резким, пронзительным, что неприятно для слуха, то необходимо стремиться посылать звук в нижний грудной резонатор.

Диапазон голоса - звуковой объем, определяющийся интервалом между самым низким и самым высоким звуком голоса. Умение „перебрасывать", легко поднимать и опускать звук, не делая никаких мышечных напряжений, слышать высокие и низкие тона звучания своего голоса — необходимое условие владения интонацией речи.

Способность без особых усилий менять высоту голоса, т.е. пользоваться своим диапазоном, обеспечивает гибкость, подвижность голоса.

Динамика голоса характеризуется различной степенью силы звучания, громкости. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, а также активной артикуляцией, отсутствием лишних мышечных напряжений.

Полётность голоса - длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко, достаточно сильно, и речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.

Тембр голоса см. Тембр [IV]

ГРАДАЦИЯ [от лат. gradatio постепенность] - стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их эмоцио-нально-смысловой значимости, напр.: „Он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло прийти"; „Пришел, увидел, победил". [XII]

/

ДЕБАТЫ [франц. debats] — обсуждение какого-л. вопроса, обмен мнениями обычно после доклада. См. также Спор, Полемика, Дискуссия, Диспут. [XI]

ДЕДУКЦИЯ [от лат. deductio выведение] - логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства. Ср. Индукция. [X]. См. также Аналогия, Умозаключение.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒