Времени для „прорыва" из внутреннего круга даётся

2 минуты, после чего идёт рефлексия действий и „прорывающихся", и „державших границу на замке."

„Таможня"

Из состава участников игры выбираются два „работника таможни" и два „иностранца". „Таможенники" остаются в комнате, а „иностранцы" выходят. Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с „иностранцами", чтобы выяснить, кто из них „провозит запрещённый товар". В качестве такого „товара" могут выступать, например, „наркотики". Разумеется, всё это не реальные вещи, а игровые символы. Так, „багажом" могут быть две книги, с которыми „иностранцы" подходят к „таможенникам" и ведут беседу, а „наркотиками"

— вложенный в одну из книг лист чистой бумаги. „Таможенники" не имеют права брать эти книги в руки и листать. Они должны решить задачу, опираясь лишь на свою наблюдательность, интуицию, право задавать вопросы любого характера, умение анализировать полученную информацию как с точки зрения содержания, так и невербальных средств общения.

Пока „таможенники" рассаживаются и готовятся к принятию „иностранных гостей", те за дверью придумывают легенду: из какой страны они приехали, с какой целью, на какой период запланирован их визит и т.д. Главная задача „иностранных гостей" состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозрений „таможенников" и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание „таможенников" и помешает им принять правильное решение. Например, сентиментальная или остросюжетная история может надолго отвлечь внимание „таможенников".

В ходе игры постепенно выясняется, что уже первые действия „иностранцев" часто „выдают их с головой": тот, кто „везёт запрещённый товар", часто либо немного суетится, либо излишне напряжён и зажат. Лидером беседы в большинстве случаев выступает тот из „гостей", кто свободен от „контрабанды".

Беседа длится до тех пор, пока „таможенники" не решат, у кого из „иностранцев" спрятан „запрещённый товар". После того, как ответ высказан, другие участники, которые находились в роли зрителей, также предлагают свои решения. И только потом „иностранцы" признаются.

В заключение игры происходит общее обсуждение, в котором группа анализирует, какие ответы были правильные и почему. Выявляется, по каким признакам „работник таможни" и зрители определили, у кого из „иностранцев" был спрятан „запрещённый товар".

„Достойный ответ"

Каждому участнику игры предлагается продемонстрировать различные стили ответа в конкретной ситуации. Например, „ваш друг забыл вернуть вам деньги, взятые в долг на один месяц, а прошло уже целых три". Потребуйте от него вернуть долг, обращаясь к кому-либо из группы в различных стилях: а) агрессивном, б) неуверенном, в) уверенно-достойном.

Все члены группы должны пройти через это упражнение, причём обязателен обмен ролями.

Примерные ситуации для упражнения:

•    Друг занимает ваше время разговором, а вам нужно уйти. Вы говорите...

•    Ваша подруга устроила вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему...

•    Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему...

•    Ваша подруга просит одолжить ей на вечер новое платье, а вам не хотелось бы, чтобы кое-кто мог видеть другую в этом платье и сравнивать. Вы говорите...

„Мудрый поступок"


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒