— А кто может рычать ещё громче? Хорошо рычите, львы...И это — львиный рык? Это писк котёнка. Нужно, чтобы рёв был громогласный, такой, чтобы стёкла дрожали..."

После этого пусть все построятся в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящего впереди. Вы — паровоз. По команде ведущего паровоз начинает медленно двигаться по периметру комнаты с пыхтением и свистом. Ведущий во главе состава обводит его по всей комнате, выводит в коридор, возвращается в классную комнату, а затем предлагает по мере готовности детей занять своё место „паровоза", а сам становится в конце „состава". Желательно, чтобы в роли „паровоза" побывали все ученики, но нажимать не следует. Можно устроить конкурс: какой паровоз двигался быстрее и производил больше шума. В конце игры может произойти „крушение": все валятся на пол.

„Животное"

Упражнение выполняется систематически индивидуально (лучше дома перед зеркалом). Заготовьте для себя набор карточек, на которых напишите названия животных, характерных в плане внешности и знакомых вам (например, волка, зайца, льва, лисицы, бегемота, змеи). Наугад выньте одну из карточек и проиграйте в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. Затем возьмите другую карточку. Хорошо, если вы позволите себе быть совершенно свободным в мимике и пантомиме, возможно, даже немного смешным.

„Эмоции"

Упражнение выполняется в течение 15-20 минут в домашней обстановке перед зеркалом. Заранее заготовьте набор карточек, на которых отметьте эмоции и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка „Грусть. Руки“ означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук.

На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: „Горе. Лицо“, „Радость. Губы“, „Чванство. Правая рука“, „Гордость. Спина", „Страх. Ноги".

„Странный человек"

Пройдитесь по главной улице вашего города и у каждого третьего спрашивайте: который час? как пройти на улицу (именно на ту улицу, на которой вы сейчас находитесь)? Позже, когда вам надоест задавать однотипные вопросы, поспрашивайте, когда сегодня будет закат солнца? не знает ли господин прохожий, где поблизости продают живого крокодила и т.п., что подвластно вашей фантазии и юмору. Наконец, попробуйте дать коронный номер вашей внутренней свободы и раскованности: при большом стечении народа (в зале ожидания вокзала, в очереди, в фойе театра) прочитайте громкие стихи, спойте песню, станцуйте, как это делает автор „Философских сказок" Н.И. Козлов: „Недавно наблюдал один очень неприличный эпизод: шли прохожие, негромко играл уличный оркестр, и вдруг один молодой человек обернулся к своей спутнице, взял её за талию — и закружил под мелодию вальса. Конечно, это был я... Но к нам никто не присоединился. И не потому, что больше никто не умел танцевать вальс: просто на улице танцевать не принято".

Только так можно побороть стеснительность, ибо никакие уговоры, что вам не надо стесняться, волноваться, беспокоиться результата обычно не дают. Вы должны в этом убедиться сами. Вы ничего плохого не спрашиваете: раз надо, значит, надо — это задание. И когда вам в силу необходимости придётся выходить на кафедру, на сцену, садиться напротив экзаменатора, а вы испытываете страх публичного выступления, страх перед общением, то лучше натренироваться в умении побороть страх при общении с незнакомыми людьми, чем с теми, от кого зависит ваше будущее.

„Клин клином вышибают"

Попробуйте написать (сформулировать, как-то обозначить, подвести логическую базу), чем во время того или иного выступления грозит провал перед публикой. Потерей авторитета? О вас, как вам кажется, думали лучше, а вы оказались не таким? Потерей самоуважения? Что вы потеряете, если плохо выступите? Известный кинокритик Паулин Кёлл по этому поводу заметил: „Само по себе ошибочное суждение не губительно для человека. Человека губит излишнее беспокойство по поводу ошибочного суждения. Самый опасный враг творчества — страх. Особенно остро он проявляется у людей с жёсткой установкой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Другой враг творчества — чрезмерная самокритичность. Как утверждает профессор А. Лук, „...должна быть некоторая сбалансированность между одарённостью и самокритичностью, чтобы слишком придирчивая самооценка не привела к творческому параличу".


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒