„Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определённую работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлёпанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях.

На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и проч., причём как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников... “

Попробуйте прокомментировать следующие высказывания с точки зрения соотношения письменной и устной форм речи:

•    Одна героиня у Ф.М. Достоевского говорит своему собеседнику: „Послушайте, вы прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать как-нибудь не так прекрасно? А то вы говорите, точно книгу читаете**.

•    „Указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писанному, а только своими словами, дабы дурь каждого всякому видна стала**. (Указ Петра I)

•    „Есть пятьдесят-способов сказать „да“ и пятьдесят способов сказать „нет“, и только один способ их напи-сать“. (Б. Шоу)

•    Как вы думаете, можно ли, не зная языка, понять, о чём идёт речь?

Карел Чапек в „Истории дирижёра Калины" рассказывает о таком случае: музыкант в чужой стране, не зная языка, стал свидетелем ночного разговора.

„Слушая этот ночной разговор, я был совершенно убеждён, что контрабас склоняет кларнет к чему-то преступному. Я знал, что кларнет вернётся домой и безвольно сделает всё, что велел бас. Я всё это слышал, а слышать — это больше, чем понимать слова. Я знал, что готовится преступление, и даже знал, какое. Это было понятно из того, что слышалось в обоих голосах, оно было в их тембре, в ритме, в паузах, в цезурах... Музыка — точная вещь — точнее речи!"

„Мозговой штурм"

Цель упражнения — на основе коллективной мыс-ледеятельности осознать различие и сходство устной и письменной форм речи, вызвать потребность отказываться в устных выступлениях от письменного текста.

Задание — заполнить следующую таблицу, выслушав точку зрения каждого ученика в микрогруппе и придя к общему выводу:

Вопросы

Вариант ответа группы

Вариант ответа других групп

Вариант ответа преподавателя

В чём сходство между устной и письменной формами речи?

В чём различие между устной и письменной формами речи?

Назовите основные недостатки устной речи?

„Лингвопсихологические эксперименты"

Попробуйте объяснить (работая в микрогруппах), почему в устной речи человека могут появляться ого ворки, паузы, слова типа: ну, хм и др., опираясь на следующие эксперименты:

•    Возьмите карандаш и бумагу и быстро записывайте первые пришедшие на ум ответы: часть лица? поэт? фрукт? Ответы получатся примерно одинаковые: нос, Пушкин, яблоко. Как объяснить, что люди, как будто сговорившись, дают совершенно одинаковые ответы?

•    Преподаватель на письменном экзамене диктует абитуриентам, выпускникам казахской школы, предложения на русском языке, отчётливо артикулируя каждый звук, несколько раз повторяя одни и те же слова, однако абитуриенты пишут слова, отражая ошибочное произношение звуков, характерное для носителей казахского языка, недостаточно владеющих русской артикуляцией звуков, например „д," мягкий в слове „читал". Как объяснить это явление?


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒