Контрольное задание

Подготовьте связное высказывание на тему „Устная и письменная формы речи, их сходство и различие" в двух вариантах:

1)    адресуя слушателям, не знакомым с риторикой;

2)    обращаясь к специалистам по риторике.

Запишите оба варианта на диктофон или магнитофон, проведите анализ по вопросам, данным выше (во II блоке), и составьте письменный отчёт: „Мои достижения в риторике".

Блок IV. Техника речи

По утверждению психологов, 17-20% информации слушателю даёт интонация говорящего. Особенно это касается выразительно оценочной стороны речи, выражающей отношение автора речи к высказы ваемой им информации. Как часто теряется интересная, оригинальная мысль, озвученная вяло, невнят но, непонятно. Задача упражнений данного блока — осознать механизм своего речевого аппарата - самого совершенного музыкального инструмента (см. Словарь терминов) и научиться пользоваться этим инструментом для эффективного воздействия на своих собеседников.

„Проблемная ситуация"

Цель игры — создание положительной мотивации к упражнениям по технике речи.

Укажите, какие качества, связанные с техникой речи, развивает в себе Демосфен? Насколько продуктивны, на ваш взгляд, приёмы, используемые им?

„Первые его попытки выступить перед широкой публикой были довольно плачевны, ...трудно было бы встретить оратора, более слабо подготовленного природою к своей роли, нежели Демосфен. Хилый и узкогрудый с раннего детства, он совсем не был способен на те усилия, которые требуются от оратора, выступающего в больших и многолюдных собраниях: его тихий и слабый голос, легко переходивший в фальцет, прерывался болезненной одышкой, его речь, и без того невнятная и неровная, уродовалась ещё неприятным картавленьем и нечистым произношением, а нервозность и нерешительность часто заставляли его комкать целые фразы, вызывая нечто вроде заикания. К тому же ещё его жесты и общая манера держаться на трибуне далеко не импонировала своим величием и красотою: он имел привычку подёргивать плечом, нескладно размахивать руками и двигаться взад и вперёд с угловатой неловкостью. Неудивительно, что его первое выступление на публичной эстраде было встречено всеобщим хохотом и шиканьем, заставившим его умолкнуть и исчезнуть. Он, однако, не падал духом и с удвоенным рвением принялся за исправление своих недостатков. Древние биографы передают нам в подробности средства и приёмы, которые он употреблял с этой целью... Для укрепления лёгких он будто бы взбирался по несколько раз в день на гору, стараясь как можно реже и глубже дышать; для расширения голосовых связок он произносил длинные декламации, стоя на берегу моря и стараясь звуком своего голоса заглушить шумный прибой волн, а для приучения языка к чистому произношению, он набирал мелкие камешки в рот и таким образом держал целые тирады. С целью же выработать приличную жестикуляцию он запирался на целые месяцы в подземную хижину, где никто не мог ему мешать, и там с полуобритой головою — дабы не могло быть искушения бросать занятия и выходить на свет Божий

— упражнялся перед зеркалом, изучая малейшие свои движения и подвесив над своим плечом заострённый меч. (Демосфен и Цицерон. Их жизнь и деятельность: Биографический очерк Е. Орлова. Репринт.— М., 1991. С. 10-11)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Диафрагма и нижнебрюшные мышцы регулируют процесс вдоха и выдоха, а также создают необходимую опору звуку — „речевой пояс". Приступая к тренировке дыхательных мышц, прежде всего надо проверить активность диафрагмы. Для этого в положении лёжа положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предварительно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимать грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит диафрагма опустилась и действует как следует. Сделайте несколько вдохов и выдохов и понаблюдайте за движением руки (то есть за диафрагмой). Если рука во время вдоха остаётся неподвижной, то, стало быть, диафрагма действует вяло, тогда следует развивать её активность с помощью тренировочных упражнений.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒