2.    Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. При наклонах голова опущена, руки тянутся к телу. Они как бы накачивают шину. А шина — лёгкие, куда насос всякий раз подкачивает воздух. В день желательно сделать 400 вдохов — 10 минут.

3.    Вдох на встречном движении рук. При этом движении сжимается верхняя часть лёгких. Воздух устремляется к основаниям лёгких, где чаще всего бывают застойные явления. Руки подняты на уровне плеч, локти развёрнуты. При вдохе руки идут навстречу друг другу так, что правая ладонь касается левого плеча, а левая — правого.

4.    Наклоны вперёд с вневременным встречным движением рук. Наклоны назад (запрокидывание головы) с одновременным встречным движением рук. Встречное движение рук при лёгком приседании на правой ноге (левая отставлена назад); то же самое, но на левой ноге (правая отставлена назад).

„Насос"

Учащиеся распределяются по парам: один из пары должен изображать „надувной мяч“ (стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, корпус и голова немного „уронены*1 вперёд), другой — „насос**, который надувает мяч, сопровождая движение звуком с: прерывисто и медленно, как бы толчками выбрасывая звук сссс-сссс-сссс... (а не буквы эс-эс-эс). Движения рук и подача воздуха активные. С каждой подачей воздуха „мяч“ надувается: ученик, изображающий мяч, вдыхает первую порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, потом — туловище (со второй порцией воздуха), затем поднимая голову, при четвёртом выдохе руки несколько отходят от боков. „Мяч“ надут. „Насос“ перестаёт накачивать, „выдёргивает** из „мяча“ шланг, но в нужный момент не находится под рукой ниппеля. И из „мяча“ с силой выходит воздух со свистом шшш... Тело вновь обмякло и вернулось в исходное положение. Учащиеся в паре меняются ролями и повторяют упражнение.

УПРАЖНЕНИЯ С ПРОИЗНОШЕНИЕМ

ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Здесь выдох используется в соответствии с произносимым текстом. Материал для упражнений подбирается такой, в котором логические и грамматические паузы позволяют брать дыхание.

В славном городе Радуйске (вдох),

В переулке Веселинском (вдох)

Жил да был певец чудесный -Пан Тралислав Тралялинский (вдох).

У него жена — Трал ял я,

Дочь-дочурка — Тралялюрка,

Сын-сыночек — Тралялёчек И собачка — Тралялячка (вдох).

Ну а кошка? (вдох) Есть и кошка (вдох). Кошку звали Тралялёшка (вдох),

Также был и попугайчик,

Развесёлый Траляляйчик (вдох).

И кухарка — Тралялярка,

И пан дворник — Тралялёрник,

И стекольщик — Тралялёрщик,

И портниха — Тралялиха (вдох).

И садовник — Тралялёвник,

И аптекарь — Тралялекарь,

И пан доктор — Тралялёктор (вдох).

Траля-траля-траляляля,

Траля-траля-траляляля,

И летит повсюду „браво"

В честь маэстро Тралислава (вдох).

(Ю. Тувим)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ВЫСОТНОГО

И ДИНАМИЧЕСКОГО ДИАПАЗОНА ГОЛОСА

И ОВЛАДЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВОЙ

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫСОТЫ ГОЛОСА

„Охарактеризуй музыкального героя"

Прослушайте музыкальные пьесы (при необходимости несколько раз), дайте характеристику высоты голоса, опишите, как звуковысотный рисунок передаёт эмоциональное состояние человека, даёт возможность судить о важности или незначительности сообщаемых сведений:

•    „Упрямец" Г.Свиридова

•    „Два еврея" М. Мусоргского

•    „Перед сном" Г. Свиридова

•    „Нянина сказка" П. Чайковского

•    „Кавалеристская" Д. Кабалевского

Образец анализа. В пьесе Г. Свиридова „Упрямец" мы слышим голоса двух собеседников: мамы и малыша. Голос мамы очень высокий, звонкий; звуковысотный рисунок ярко передаёт эмоциональное состояние человека, вынужденного криком доказывать неправоту собеседника. Голос малыша басит в нижнем регист ре, низкие звуки музыки помогают слушателю „увидеть" маленького лобастого крепыша, который упорно стоит на своём.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒