„Колокола"

Имитируйте звучание большого колокола: „Бом-м-м! Бом-м-м1“, произнося слова низким голосом. А теперь перебросьте звук наверх — зазвонили маленькие колокольчики, образуя весёлый перезвон: „Бим-бим-бим!" Произнесите слова высоким голосом. Теперь объедините звучание всех колоколов, пусть они зазвучат в среднем тоне (одна рука контролирует головной резонатор, другая — грудной).

Это же упражнение можно выполнить под музыку пьес Г. Свиридова „Звонили звоны" или С. Рахманинова „Колокола".

„Музыкальная шкатулка"

Прослушав пьесу А. Лядова „Музыкальная табакерка" (можно использовать также музыку Г. Свиридова „Музыкальный ящик" или Ю. Корнакова „Заколдованные часы"), повторите (по группам) под музыку низкие, густые звуки (одна группа), звонкие, стеклянные, чистые звуки маленьких колокольчиков (другая группа).

„Старинные часы“

Прочитайте отрывок из сказки Гофмана „Щелкунчик", меняя регистр голоса: „Часы на стене зашипели, захрипели, всё громче и громче, и Мари явственно расслышала:

„Тик-и-тик, так-и-так!

Не хрипите громко так!

Слышит всё король мышиный.

Тик-и-так1 Бум-бум1

Ну, часы, напев старинный!

Трик-и-трак! Бум-бум!

Ну, пробей, пробей, звонок: королю приходит срок!

И...бим-бом, бим-бом! — часы глухо и хрипло пробили 12 ударов!"

Разделитесь на группы и хором изобразите бой часов, используя разные по высоте звуки голоса.

„Маляр"

Вы весёлый маляр. Кисть руки — это кисть маляра. Надо „выкрасить карниз", который стоит перед вами вертикально. Движение руки сопровождается словами:

Краской крашу я карниз:

Вверх и вниз, и вверх, и вниз...

Сначала производите маленькие мазки только кистью руки, одновременно с этими произносите слова: „вверх и вниз, и вверх, и вниз".

Постепенно движения становятся увереннее, шире (от локтя); голос поднимается всё выше вместе с движением руки, а затем опускается всё ниже.

Затем рука заработала от плеча. Широкий мазок вверх и вниз. Голос поднимается всё выше и опускается всё ниже. В последний раз низким голосом, „упавшим на дно“, вы говорите: „Вот и выкрашен карниз".

В целях контроля за правильностью выполнения упражнения следите за своими вибрационными ощущениями с помощью ладони руки: при низком голосе вы почувствуете лёгкое дрожание в области груди, при высоком - чаще всего в области носа. Следите за синхронностью движений руки и речи. Постепенно нарастающая амплитуда движения руки будет оказываться на размахе высотного диапазона вашего голоса. Легко поднимайте и опускайте звук. Не делайте никаких мышечных зажимов.

Это упражнение поможет вам услышать высокие и низкие тона звучания вашего голоса, определить индивидуальные возможности в расширении высотного диапазона. Постепенное повышение и понижение голоса предоставляет возможность каждому развивать, расширять индивидуальный высотный диапазон.

„Упрямец"

Мы говорили, что в пьесе „Упрямец" Г. Свиридов с помощью особенностей фортепьяно передаёт состояние героев-собеседников. Попробуйте сейчас вместе с малышом и его мамой пропеть их партии (звучит музыка, учащиеся хором повторяют вместе с ними мелодию), постарайтесь точно передать голосом чувства героев. Упражнение нужно повторить 2-3 раза, добиваясь яркого, чистого звучания голосов.

„Поход"

Это упражнение учит овладению перспективой распределения высоты голоса. Выполняя его, очень важно рассчитать свой диапазон. Не следует быстро повышать голос; необходимо, чтобы голоса хватило на все строки, поэтому высотные интервалы должны быть небольшие.

Задание: читая каждую строку стихотворения, представьте себе, что вы „шагаете голосом" прямо к солнцу. Передайте в голосе движение вверх.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒