ПОХОД По тропинке узкой горной Вместе с песенкой задорной Мы с тобой идём в поход.

За горой нас солнце ждёт.

Наш подъём всё выше, круче.

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом Нам навстречу солнце встало.

Сначала стихотворение читается хором, потом каждым в отдельности, при этом обращается внимание на вибрационные ощущения каждого чтеца.

„Аквалангист"

Прочитайте стихотворение медленно, плавно, постепенно понижая высоту голоса, но не меняя громкости.

Очень важно, чтобы активно работал артикуляционный аппарат: нижняя челюсть опускается свободно по всей длине. Читайте легко и свободно, избегайте напряжения в области рук, плеч, шеи. Понижение высоты голоса контролируйте рукой: в области грудной клетки должна ощущаться вибрация.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь

„аквалангистом".

Чтение в соответствии с индивидуальной высотой вашего голоса

Всё ниже опускаюсь!

Ниже!.. А дно морское ближе!

Ближе!..

постепенное понижение голоса

И вот уж в царстве я подводном. Хоть „погрузился"

глубоко, Но голосом грудным, свободным Распоряжаюсь я легко.

грудной голос

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать

„аквалангистом".

чтение в соответствии с индивидуальной высотой вашего голоса

„Прыжок"

Упражнение способствует развитию гибкости голоса. Представьте себе, что вы смотрите на киноленте прыжок в высоту. Съёмка замедленная, поэтому движения прыгуна плавные. Попытайтесь „нарисовать голосом" линию прыжка, используя следующий текст. Свободно и легко поднимаясь и опускаясь, звучит ваш голос:

„Читаю стихи и делаю физическое упражнение"

Цель упражнения — способствовать развитию диапазона речевого голоса и некоторому сглаживанию его регистров. Каждое стихотворение читается дважды: первый раз по схеме с физическим упражнением, второй раз — по схеме: в первом стихотворении, выполняя повышение и понижение по строкам, во втором — реализуя дополнительную цель — способствовать развитию элементов силы звука речевого голоса.

1.    Исходное положение: ноги на ширине плеч — вдох, на выдохе прочтите:

Ох, чечётку раз по сорок

2.    Наклонитесь вперёд, руки вверх, прочтите интонационно выше:

Выбивай с утра, топор,

3.    Наклонитесь ещё ниже, руки поднимите выше и прочтите интонационно выше:

Чтобы встал скорей посёлок -

4.    В последующем положении — вдох, прочтите интонационно ниже:

К дому дом, к двору двор.

5.    Поднимитесь выше, руки вверх и прочтите интонационно ниже:

К новоселью новоселье,

6.    Вернитесь в исходное положение и прочтите ещё интонационно ниже:

К тыну тын, к дыму дым...

1. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки прямо, на выдохе прочтите:

Пара барабанов.

Пара барабанов,

2.    Наклон вперёд, прочтите громко:

Пара барабанов

Била

Бурю.

3.В    этом положении — вдох — прочтите тише:

Пара барабанов,

Пара барабанов,

4.    Вернитесь в исходное положение, прочтите громче:

Пара барабанов

Била

Бой.

„■Не видя человека, характеризую его по тембральной окраске голоса"

Как утверждают специалисты, тембр речи — это такое качество голоса, с помощью которого может быть передана разнообразная информация о самом говорящем и о предмете речи: пол, возраст, состояние здоровья, принадлежность к определённому классу, указание на уровень образования; по тембральной окраске голоса слушающий, не видя говорящего, может воспроизвести его мимику.

Прослушайте следующие музыкальные пьесы Г. Свиридова: „Колдун", „Беседа", „Спор", „Ссора", охарактеризуйте героев этих пьес.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒