„От чего зависит тембральная окраска голоса"

• От объёма и формы ротового резонатора:

1. Пощёлкайте языком, изображая звонкое цоканье копыт. Делайте это упражнение в течение 10-15 секунд, следите за изменениями окраски щёлкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта. Выполните это упражнение под музыку („Песня о Щорсе", „Тачанка", „Кавалеристская" Д. Кабалевского).

2.    Прослушайте фрагмент „Сказки о том, как Львёнок и Черепаха пели песню“. Партии Львёнка и Черепахи исполняет один актёр — Олег Анофриев. Подумайте, за счёт чего меняется тембральная окраска его голоса?

3.    Проговорите шёпотом любые фразы, но в 1-ом случае „тёплым" шёпотом (как похвала) — наибольший объём резонаторов, во 2-ом — „холодным" шёпотом (как нарекание) — объём резонаторов сокращается.

•    От объёма и формы трахеи:

Встаньте спиной к стене: прислонитесь к ней затылком, лопатками и пятками. Не поднимая и не опуская подбородка, вытяните шею вперёд как можно дальше, зафиксируйте это положение, запомните мышечные ощущения. Оттяните шею до предела назад (голова не должна запрокидываться, подбородок чуть опущен), подержите голову в таком положении, запомните мышечные ощущения. Плавно двигайте шею вперёд-назад, произнося слова: „Вперёд-назад" — до лёгкого утомления.

Управляя мышцами шеи, мы в широких пределах изменяем акустику речевого аппарата. За счёт этого можно находить разнообразные оттенки звучания голоса, то есть изменять его тембр.

•    От атаки и затухания:

1.    Прослушайте песню „Аист на крыше" в исполнении Софии Ротару и определите тип атаки (твердая, мягкая, придыхательная).

2.    „Радист". Вы — радист. Налаживаете радиосвязь с ушедшими в тыл противника разведчиками. Что случилось? Почему они так долго молчат? Настойчиво, не прекращая, подавайте им свои позывные. Действуйте!

„Я аист! Я аист! Я аист! Как слышно? Как слышно? Приём...", и так до тех пор, пока, наконец, не услышите в ответ:

„Я астра! Я астра! Я астра! Слышу вас хорошо. Я астра! Я астра! Я астра! Перехожу на приём".

Правдиво живите в предложенных ситуациях. Одна рука - около рта „держит микрофон", другая прове ряет изредка „наушники" — всё ли в порядке. „Астра“, потомите „Аиста“. Пусть он подольше поработает. Настойчивое желание добиться дели — услышать в ответ позывные „Астры" порождает различное интонационное звучание: позывные будут произноситься то тише, то быстрее (показалось, что кто-то отвечает), то медленнее (нет, ошибка: молчание в наушниках), то выше, то ниже по тональности.

Замените позывные другими словами, которые также начинаются на гласный „а". Например, „я айсберг", „я арфа", „я альфа".

3.    Прослушайте „Грустную песню" Г. Свиридова. Охарактеризуйте тембр звука, интонацию песни. Попробуйте пропеть мелодию. Постарайтесь голосом передать её светлую печаль. Проследите во время пения за своими органами речи. Обратите внимание, что с ними происходит во время мягкой атаки.

4.    Спойте партию мамы и упрямца, усиливая и смягчая атаку звука „а" ( звучит „Упрямец" Г. Свиридова).

5.    Прослушайте ещё одну пьесу Г. Свиридова „Ласковая просьба". Определите, чем занят её герой. Охарактеризуйте атаку голоса. Сравните пьесы „Упрямец" и „Ласковая просьба" с точки зрения атаки. И в той и в другой пьесе герой настойчиво добивается выполнения своего желания. Что помогает слушателю понять, что просьба удовлетворена?


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒