•    Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет (прочитав как „информационног сообщение"; выразив возмущение этой вестью).

Заключительное упражнение

Все участники игры делятся на группы по три человека в каждой. Задания в тройках: один из группы рассказывает любую историю из своей жизни или материал выученного урока, в это время второй из тройки должен вслушиваться во все особенности голосовых модуляций и придумывать по ходу наблюдения ёмкое и выразительное название-характеристику голоса в различной модальности: зрительной (голос напоминает серебристый свет), вкусовой (родниковую воду), слуховой (шум волн), тактильной (шелковистую поверхность). Каждая характеристика должна быть метафорической и художественной. Третий в группе - специалист по технике речи — отслеживает и анализирует речевое дыхание, диапазон голоса, силу, полётность, тембральную окраску, дикцию говорящего. После анализа участники каждой тройки меняются ролями. Упражнение заканчивается общим обсуждением во всей группе вопроса: „Кто узнал что-нибудь новое о своём голосе, о себе?"

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель упражнений — опираясь в основном на технику речи, донести до слушателей смысл данных текстов, очень своеобразных по словесному оформлению.

• Льюис Кэрролл. Бармаглот

Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве,

И хрюкали зелюки,

Как мюмзики в мове.

И бойся Бармаглота, сын!

Он так свиреп и дик,

А в глуще рымит исполин -Злопастный Брандашмыг!

Но взял он меч, и взял он щит,

Высоких полон дум.

В глущобу путь его лежит Под дерево Тумтум.

Он встал под дерево,

И вдруг граахнул гром —

Летит ужасный Бармаглот И пылкает огнём!

Раз-два, раз-два! Горит трава,

Взы-взы — стрижает меч.

Ува! Ува! И голова Барабардает с плеч.

О светозарный мальчик мой!

Ты победил в бою!

О храброславленный герой,

Хвалу тебе пою!

Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве.

И хрюкали зелюки,

Как мюмзики в мове.

•    JI. Петрушевская. Пуськи бятые (лингвистическая сказка)

Сяпала Калуша по напушке и увозила путявку.

И волит:

-    Калушата, калушаточки! Бутявка!

Кал ушата присяпали и бутявку стрямкали.

И придудонились.

И Калуша волит:

-    Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычурили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки.

А Калуша волит:

-    Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

-    Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

•    Задача последнего упражнения — сочинить свою лингвистическую сказку на любую тему и исполнить её, вкладывая в произнесение текста всё своё вдохновение и силу чувств. Поймут ли слушатели содержание вашей сказки?...

Контрольное задание

Прослушайте свои связные высказывания, записанные на диктофон или магнитофон, и сделайте самоанализ техники речи по параметрам:

•    умение дышать при говорении;

•    диапазон голоса;

•    высота голоса;

•    тембр голоса;

•    полётность голоса (убавьте звук в магнитофоне);

•    дикция.

Блок V. Слушание как вид речевой деятельности

Из четырёх видов речевой деятельности: говорения-слушания, письма—чтения — больше всего „не повезло“ слушанию. Начиная с дошкольного возраста у ребёнка успешно развивают речь, учат писать и читать, а вот методика обучения слушанию родной речи почти не разработана.

Следует заметить, что в деловом общении победа обычно бывает за тем, кто умеет слушать, оперативно делать соответствующие записи, осмысливать их и „во всеоружии“ использовать своё время в диалоге.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒