Научиться эффективно слушать можно при условии, если:

•    хорошо знаешь свои недостатки и достоинства как человека слушающего;

•    имеешь информацию об основных видах слушания;

•    знаешь правила слушания и стараешься им следовать во всех ситуациях, когда возникает такая необходимость.

Упражнения и игры, представленные в данном блоке, направлены на создание этих условий.

Проблемная ситуация:

„Вертушка"

Цель упражнения — показать на собственном примере и примере учеников трудности слушания как вида речевой деятельности.

Игровой этап. Преподаватель просит пятерых учеников (наиболее близко сидящих к двери) выйти на несколько минут из класса, а сам без всякой установки на слушание читает текст: „Молодой специалист Юрий решил поменять место работы. Ему казалось, что он способен выполнять более сложные задания, нежели те, что ему поручали. Окружающие говорили, что там он сможет получить квартиру и даже купить машину".

По цепочке приглашаются ученики, вышедшие из класса, и учитель предлагает сначала кому-либо из присутствующих, а потом по очереди входящим передать услышанную информацию, учитывая, что каждый новый входящий с этой информацией не знаком.

„Психолингвисты"

Учащиеся, разделившись на микрогруппы (5-6 человек), готовят ответы на вопросы: „Почему при слушании в голове слушающего остаётся в среднем 24-26% объёма информации? Назовите „барьеры слушания". Как эти „барьеры" можно преодолевать: что надо делать при общении и говорящему, и слушающему?"

Выводы делаются на основе „информации для размышления" (см. также Словарь терминов) и обсуждения:

„Мысль входит в сознание вратами чувств". (Гельвеций)

„Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей". (Конфуций)

•    „Пламя свечи, от которой зажигаются другие свечи, не дробится; в каждой свече воспламеняются свои газы. Так, при понимании мысль говорящего не передаётся слушающему; он, понимая слово, создаёт свою мысль, занимающую в системе, установленной языком, место, сходное с местом мысли говорящего. Думать при слове именно то, что думает другой, значило бы перестать быть самим собой". (А.А. Потебня)

•    „Большинство людей говорит со средней скоростью 120 слов в минуту. Средняя способность воспринимать информацию — примерно 480 слов в минуту, то есть в четыре раза больше. Поэтому в то время, когда другой говорит, наше внимание рассеивается. Если мы уделим говорящему немного больше внимания, поддерживая „контакт глаз“, усиленно думая над тем, что было сказано, задавая вопросы, внимание не будет рассеиваться..." (С. Дип, JI. Сесмен)

•    „К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение риторике двойную плату. „Поче-му?“ — спросил удивлённый ученик.

„Потому, — ответил философ, — что мне придётся обучать тебя не только говорить, но и тому, как нужно молчать и слушать1'.

•    Разговор Кити и Левина из романа Л.Н. Толстого „Анна Каренина":

„ — Постойте, — сказал он, садясь к столу. — Я давно хотел спросить у вас одну вещь.

Он глядел ей прямо в ласковые, хотя и испуганные глаза.

—    Пожалуйста, спросите.

—    Вот, — сказал он и написал начальные буквы: к, в, м, о: э, н, м, б, з, л, э, н, и, т? Буквы эти значили: „когда вы мне ответили: этого не может быть, значило ли это, что никогда, или тогда?" Не было никакой вероятности, чтоб она могла понять эту сложную фразу, но он посмотрел на неё с таким видом, что жизнь его зависит от того, поймёт ли она эти слова.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒