-    экспертная работа, совершенствующая умение отслеживать достоинства "и недостатки чужой речемыслительной деятельности;

-    рефлексия, по следам собственной речемыслительной деятельности (особенно эффективна при условии записи своего высказывания на видео- или аудиосредства воспроизведения речи);

—    решение и составление коммуникативных, логических, психологических и этических задач;

—    собственное мыслеречетворчество обучаемых: создание речевых высказываний в соответствии с определённой ситуацией и жанром.

Ведущей формой в данной системе действий является коллективная мыслеречедеятельность на занятии с соответствующей индивидуальной подготовкой к ней дома, поэтому в содержании каждого блока есть указания, как и где выполнять те или иные упражнения.

Материалы данного пособия были апробированы с научно-методической точки зрения в Северо-Казах-станском ИУУ кафедрой психолого-педагогических дисциплин и риторики (126-часовой курс с дальнейшей очно-заочной стажировкой при кафедре). Таким образом в течение 1991-1997 годов было подготовлено более 80 преподавателей риторики, больше половины которых работает сейчас в России.

Автор данного пособия (профессор, кандидат педагогических наук) неоднократно выступала с докладами по теоретической концепции данного пособия на Международных конференциях по проблемам риторики и её преподавания в школе и вузе - в МГУ (1997, 1998 гг.), в Перми (ежегодно - 1991-1997 гг.), в Екатеринбурге, Ачинске, Алматы, Павлодаре, Актюбинске, Караганде, имеет более 30 публикаций по данному предмету в научно-методических сборниках и журналах.

Автор выражает искреннюю признательность и благодарность своим рецензентам - кандидатам педагогических наук, доцентам А.Ж. Мурзалиновой, Г.А. Са-дыковой, Е.М. Дубровской, кандидату психологических наук, доценту, и редактору издательства „Цита-дель“ Ю.Ф.Дашуниной, чьи замечания, рекомендации и советы помогли существенно улучшить как структуру, так и содержание пособия

Автор будет благодарна всем, кто пришлёт свои отзывы, поможет своими замечаниями и советами сделать это пособие при переиздании более полезным для тех, кто решил освоить риторику — инструментарий мысл еречедеятел ьности.

Все замечания и предложения просьба присылать в издательство „Цитадель" по адресу: 105037, Москва, 1-ая Прядильная ул., 9.

Блок I. Риторика как учебный предмет

Цель работы ученика над этим блоком - получить общее представление о риторике как науке, искусстве, учебном предмете, погрузиться в историю развития риторики, осознать место этого предмета в системе своего саморазвития как личности.

Упражнения данного блока направлены также на то, чтобы „вырастить“ в ученике потребность заниматься риторикой на основе глубокого к ней интереса и понимания её роли в современном обществе.

„Глазами современника..."

Цель игры — показать „исторические картинки", иллюстрирующие роль риторики в жизни разных обществ разных эпох: Древней Греции, Древнего Рима, России XVIII - XIX вв., Казахстана XIX в., США XX в.

Подготовительная работа. Индивидуальные домашние задания ученикам, имеющим опыт выступления на сцене:

•    повторить по учебникам истории и другим источникам характеристику определённой эпохи и постараться представить реалии того времени в костюме, антураже обстановки, стиле поведения и

др.;

•    изучить соответствующую литературу по истории риторики определённого периода (из названных выше), выбрать одну из ярких фигур — ораторов того времени (например, Демосфена из Древней Греции), составить о нём и его ораторской деятельности монолог (7-10 минут) и подготовиться к исполнению этого монолога от имени современника данной личности (например, рассказ Эсхина о своём поражении в состязании о золотом венке с Демосфеном), пытаясь воссоздать образ того времени (грим, костюм, стиль речевого поведения, предметы обихода, например, камча в руках оратора Востока, специальный пояс из ракушек и посох в руках североамериканского индейца-оратора).


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒