•    Кто из рассказчиков думает, что его слушатель был искренним?

•    Кто чувствовал отзывчивую душу?

„Мои родители"

Цель игры - совершенствование рефлексивного слушания.

Все ученики разделяются на пары: один из пары рассказывает о своих родителях (7 минут), второй должен пересказать.

Рефлексия:

•    У кого информация носила поверхностный характер? У кого была глубина в рассказе? Кто разобрался в своих проблемах — рассказывая или слушая?

•    Что было в душе говорящего? слушающего? Как это выражалось внешне (мимика, поза, дыхание, жесты)? Что помогало? мешало?

„Экзамен"

Цель игры — дать понятие о видах активного слушания: парафразе, редакции и вербализации.

Ученики разбиваются на пары и проверяют друг у друга домашнее задание по одному из учебных предметов: по очереди задают вопросы, каждый отвечает в трёх вариантах: в форме парафраза, редакции и вербализации (см. Словарь терминов).

Образец парафраза:

—    Что называется суффиксом?

—    Ты хочешь знать, что называется суффиксом?

-Да.

—    Суффиксом называется значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

—    Как я понял, суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. А разве суффикс не служит для образования форм слов? и т.д.

Образец редакции.

—    Как пишется слово „бесписьменный"?

—    Тебя интересует написание приставки или суффикса в этом слове?

Образец вербализации.

—    Как пишется слово „апелляция"?

—    Ты знаешь значение этого слова?

—    Да, я знаю значение этого слова.

—    Ты раньше писал это слово?

—    Писал, но помню, что сделал ошибку. Не помню, какую?

— А в каком месте в этом слове можно сделать ошибку? и т.д.

Контрольное задание

Запишите на диктофон или магнитофон выступление лектора, политика (25-30 минут).

Прослушивая запись, запишите основные мысли выступающего.

Прослушайте запись ещё раз и сравните её со своими записями.

Прослушайте запись ещё раз, дайте анализ выступления по вопросам II блока.

Появилась ли у вас потребность дополнить записи первого прослушивания?

Блок VI. Чтение как вид речевой деятельности

Ещё совсем недавно учитель, предлагая тему доклада, давал и библиографию к ней. Во взрослой жизни источники информации по любой интересующей вас проблеме придётся искать самостоятельно. Хорошо, если у вас есть возможность подключиться к компьютерной системе. А если нет? Тогда надо идти в библиотеку... Каков алгоритм действий в ней, если у тебя в руках только листок с записью темы?

Ответ на этот вопрос можно найти, ознакомившись с содержанием данного блока.

Проблемная ситуация

Подготовьте устное высказывание (на 5 минут) по проблеме „Мир чтения моего", определив для себя конкретную тему по данной проблеме и придумав для своего выступления рекламное название.

Лингвопсихологический эксперимент

Прочитайте данный ниже текст и скажите, что вы ощутили: „... На белой скатерти стоит белая блестящая фаянсовая тарелка с голубой каймой. На ней зрелый жёлтый лимон с зеленоватым бочком. Вы смотрите на него, берёте острый нож, медленно нарезаете сочные кружки — первый, второй, третий... На ноже остаётся лимонный сок. Вы осторожно прикасаетесь языком к капле кислого сока на лезвии..."

• Что вы почувствовали?

•    Как вы понимаете смысл выражения: язык — вторая сигнальная система?


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒