•    Все ли слова в этом тексте дают однозначное зрительное представление?

•    Где зтот полдень: в городе, в деревне?

•    Можете ли вы сказать: каков рост Наденьки, форма её рта и т.д.? Есть ли в этом необходимость?

•    Сравните уровень абстракции: „ясный зимний полдень" и „лимон на тарелке". В каком случае больше конкретных образных вариантов, а в каком — слова обобщённее, шире?

„Ясный зимний полдень... Мороз крепок, трещит, и у Наденьки, которая держит меня под руку, покрываются серебристым инеем кудри на висках и пушок над верхней губой".

Прочитайте третий текст — отрывок из „Осколков московской жизни" А.П. Чехова. Легче или трудней понять этот текст по сравнению с предшествующими?

„Какой-то очень храбрый и ужасно благонамеренный господин пробрался задним крыльцом в „Московские ведомости" и пустил оттуда в городскую Думу отравленную стрелу".

•    Знаем ли мы, кто этот господин?

•    Есть ли в тексте конкретное описание господина, совершившего данные действия?

•    Что означает „заднее крыльцо": крыльцо в предметном значении или „некий окольный путь"?

•    Может ли газета иметь заднее крыльцо?

•    Действительно ли пускали стрелу, тем более отравленную?

Прочитайте четвёртый текст — отрывок из научного сочинения И. М. Сеченова „Элементы мысли" и ответьте на вопросы:

•    Что означают слова: обстановка? средний? итог? Сколько значений имеет каждое из этих слов?

•    Чем отличается этот текст от предшествующих по стилю, цели высказывания, адресату речи, ситуации, в которой этот текст используется; что можно сказать об авторе этих строк (кто он: писатель, журналист, научный работник)? Свой ответ аргументируйте.

„...Значит, все единичные впечатления от наиболее обыденных предметов и событий, составляющих нашу ежедневную обстановку, так сказать, тонут в средних итогах".

„Пресс-клуб"

Цель игры — научить просмотровому (поисковому), реферативному и выборочному чтению.

Ход игры. Весь класс делится на четыре группы, каждая из которых получает одинаковый пакет свежих газет самого различного направления („Аргументы и факты", „Известия", „Семья", „Комсомольская правда" и др.), а также выбирает одну из проблем, наиболее часто освещаемую в прессе: политическая жизнь, деловой мир, культура, спорт, правосудие и т.п. Задание: за 30 минут выбрать информацию по интересующей группу проблеме, обработать её (распределить в группе материал, обязанности, роли, выстроить композицию своего выступления в эфире) и выйти с передачей.

Каждая группа демонстрирует результат своей работы, остальные — анализируют выступления по следующим критериям:

•    качества „человека на трибуне";

•    актуальность и новизна содержания выбранного материала;

•    качество сценических находок в подаче материала.

„Собираю источники информации для доклада"

Цель упражнения - научить пользоваться всеми видами каталогов, основными библиографическими источниками, справочными изданиями.

Игровой этап. Вступительное слово учителя и распределение тем докладов:1

1.    Пушкин и лицей.

2.    Пушкин и Державин.

3.    Пушкин Марины Цветаевой.

4.    Послужной список Державина.

5.    История семьи Достоевских.

6.    Человек в изображении Достоевского (и в критике Бердяева).


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒