„Найди идею"

Цель игры — научиться пользоваться методом словесных ассоциаций для нахождения идей.

Ежедневно жизнь ставит перед вами задачу „найти идею“:

•    отобрать материал из большой массы информации, имеющейся в вашем распоряжении по теме, допустим, „Пушкин и Пущин" в соответствии с идеей, интересной и вам, а самое главное, будущим слушателям — общеизвестными истинами из биографии Пушкина никого не удивишь. Неслучайно ведь в титрах об авторах тех или иных телепередач стали выделять „автора идеи11;

•    наладить отношения с мамой, папой, старшим братом, учителем, другом и т.д.: на основе какой идеи это можно сделать;

•    найти способ заработать немного денег на необходимую вещь, на карманные расходы, на подарок ко дню рождения;

•    провести день рождения так, чтобы праздник надолго запомнился...

Итак, определите для себя задачу, требующую выполнения в ближайшие две-три недели, и, взяв в руки Толковый словарь русского языка, например С.И. Ожегова, воспользуйтесь методом словесных ассоциаций, суть которого заключается в следующем.

Издатель одного журнала использовал этот метод при анализе своей продукции. Он хотел сэкономить деньги и избежать увеличения стоимости журнала. Тогда он взял карманный словарик и использовал его в качестве списка слов. Слово „цвет" натолкнуло его на мысль изменить цвет обложки, слово „поля" -уменьшить их на каждой странице и таким образом сэкономить место. Когда он дошёл до слова „размер", то по ассоциации возникло слово „меньше" - и в результате незначительное изменение объёма журна ла принесло большую выгоду. Слово „структура" натолкнуло на использование другого, более дешёвого, вида бумаги. Метод словесной ассоциации помог издателю избежать повышения стоимости журнала. Но что удивительнее всего: внешне журнал стал привлекательнее.

„Сосуды Долге и Права"

Цель упражнения — актуализировать в своём сознании понятие „потребность".

Сядьте удобно. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Закройте глаза. Расслабьтесь. Вытяните вперед согнутые в локтях руки ладонями вверх. Представьте мысленно, что на левую ладонь вы поставили сосуд со своими правами, а на правую — с обязанностями. Ощутите дно сосудов, почувствуйте их объёмность. А теперь позвольте рукам почувствовать их вес; и пусть они медленно опускаются под тяжестью этих сосудов. Спокойно подождите, пока руки не коснутся колен. Обратите внимание на то, какая рука первой коснулась колена: правая или левая. Откройте глаза.

Итак, вы обнаружили, что сосуды Права и Долга не равноценны. Вы, вероятно, и раньше задумывались о противостоянии прав и обязанностей. Право — это „наковальня", а Долг — „молот".

Где-то между ними и „выковывается" целостность и устойчивость личности. Процесс порою болезненный, но неизбежный. Долг и Право не образуют единого целого, если одно подавляется другим. Пренебрежение Долгом приводит к легкомыслию, нежеланию видеть негативные стороны происходящего или своего поведения, иногда — к неустойчивости поведения или даже асоциальным поступкам. Игнорирование Права может привести к отказу от себя, от своих желаний и, как следствие, к пассивности, душевному застою. Ведь в правах человека заключена энергия его потребностей. Если мы блокируем эту энергию, мы мешаем личности развиваться. Пусть Долг защищает свои резоны, но и Праву тоже нужен шанс... Приступая к любому виду деятельности, надо осознать, что будет владеть мною:

интерес или долг. Если интерес — дело пойдёт, если долг — надо постараться „вырастить в себе интерес".


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒